Алеся Максименкова: «Театрализация хореографии просто необходима»

Спартанцы
Автор: Aikis
11 июня 2013 0

Сегодня уже мало кого удивишь чистой хореографией. Ещё с момента появления театров зритель отдавал предпочтение хорошим шоу и качественным постановкам. Именно в этом направлении вот уже как 13 лет двигается наша новая гостья рубрики «Спартанцы» — Алеся Максименкова — основатель, директор и художественный руководитель Театра танца и Школы современной хореографии «Менада».

— Алеся, расскажите, откуда берет начало Ваша любовь к хореографии?

— Моя мама — режиссер. И с самого детства я занималась с ней в театре, а театр был такой танцевальный. Потом у неё же преподавала, в основном хореографию, так как это лучше всего у меня получалось. Вот все корни оттуда и идут.

В дальнейшем я поступила в Институт Культуры на режиссуру, 5 лет обучения, потом дополнительно на хореографию. Долго не могла определиться, чем же заниматься: театром или хореографией. В итоге назвала свой коллектив «театром танца», стараюсь совмещать и то, и другое.

— Насколько Вам помогло обучение в Институте?

— Образование всегда что-то дает. Даже если мы этого не замечаем, всё равно оно накапливается и в дальнейшем помогает.

Самое главное, что мне дало обучение в Институте Культуры, так это время для определения, становления, принятия решений. Постоянно пребывая в творческой среде, ты не думаешь, как бы пойти в другую профессию, а уже точно знаешь, что ты в искусстве и нужно идти в этом направлении. А вот куда точнее, как раз определяешься за 5 лет учебы. Хотя театр танца я создала уже когда поступила на 1-й курс.

Алеся Максименкова

— У Вас двойная специализация. Важна ли театральная подготовка для хореографа?

— Я считаю, что это просто необходимо. Сейчас уже не интересна хореография просто сама по себе. Если только ты не супер-классный танцор, а в Беларуси таких очень мало. Ведь на сцене надо на что-то смотреть. Просто смотреть, как выходят люди, даже которые занимаются 5 лет, — это не тот уровень хореографии, на который можно просто смотреть. При этом театр — это то, за чем можно скрывать плохую хореографию и плохих танцоров.

Я всегда говорю своим педагогам, которые работают с группами первого года обучения, чтобы они не старались научить детей танцевать за год так, чтобы те вышли на отчетном концерте и всех удивили. Задача педагога — сделать такой номер, чтобы само выступление удивило. Образ, сюжет, тема. Тогда уже не имеет такого принципиального значения, что там танцевали на самом деле. Поэтому театрализация хореографии очень важна.

Учитывая опыт всех наших поездок, выступлений, конкурсов, могу сказать, что все в первую очередь отмечают прекрасную театрализацию наших номеров. За счет этого мы и выигрываем. Хотя я точно знаю, что в хореографии мы ещё не на 100% готовы, чтобы удивлять. Зато берем сюжетами. Все всегда выделяют этот момент. Мне это очень приятно. Хотя сейчас уже говорят, что и школа подготовки у нас хорошая.

В сочетании двух искусств — театра и хореографии — за этим будущее.

— Алеся, как рождаются идеи Ваших постановок?

— Мучительно [смееется]. В основном я ищу музыку и уже от нее отталкиваюсь. Я могу сделать любой сюжет, любой образ, но главное, чтобы была классная музыка, в которой можно за что-то зацепиться.

Берем музыку, отдаем её на обработку ди джею, который её дорабатывает, добавляет немного живости. С этого получается номер.
Придумать идею можно любую, но подобрать под нее музыку — очень сложно.

— Подходящую музыку случайно встречаете?

— По-разному бывает. Бывает, что сижу ночами в интернете и ищу, ищу… А бывает случайно. Так родилось очень много хороших номеров. Например, однажды музыкальное сопровождение привезла из Чехии, сидя в кафе на отдыхе. Услышала фоновую музыку, поинтересовалась, что это играет — и всё, через год это уже был новый хороший номер.

— Ваши школа и театр танца в основном делают упор на современной хореографии. Что это для Вас, как Вы понимаете современную хореографию?

— Для меня современная хореография — это все то, что танцуется от души. Если, например, брать классическую хореографию, то это каноны и стандарты. С народной хореографией то же самое. А современная хореография — это то, что ты берешь из себя. И поэтому тут очень много стилей, каждый решил как-то назвать свой танец.

Вообще, я выделяю 3 стиля: классика, народный и современный. Всё остальное относится к какому-то из этих трех.

Алеся Максименкова

— Кстати, о прошлом. Вашему театру уже 13 лет. Какие значимые изменения произошли за такой долгий период?

— Да, открывались-то мы, можно сказать, из ничего. 5 девочек начинали, а сейчас у нас уже 500-600 человек навскидку.

За это время у нас появилась профессиональная школа обучения с профессиональными педагогами. Важный пунктик для нас, в Беларуси такого нет, это большое достижение.

Также очень хорошо развили направление хобби-классов. Даже такой девиз появился — «Танец для каждого». Здесь любой может танцевать как захочет, может выйти на сцену и показать, что он что-то знает и умеет. Чем больше людей танцует, тем мир прекраснее. Ученики не пойдут заниматься другим, чем не нужно. Поэтому пусть лучше страна танцует. Ну, или в хоккей играет, это не принципиально [смеется].

И театр танца хорошо развился за это время. У нас три состава: дети, юниоры и взрослые. С конкурсов, на которые мы ездим, всегда привозим призовые места.

— А что насчет танцевальных направлений?

— Вот насчет направлений, то мы сейчас наоборот пошли на урезание стилей, на чистку. Больше идем по узкой стезе, стараемся развивать джаз, модерн хореографию. А остальные направления, например Go-Go или женская пластика — это то, чем мы зарабатываем. К сожалению, от этого не уйти. Но это к разделу «Танец для каждого». Хочешь — иди потанцуй, а если уже хочешь танцевать профессионально, то иди занимайся контемпом, модерном, джазом, классикой.

В принципе, за 13 лет мы достигли для Беларуси нормального уровня, я считаю. Теперь надо делать уже следующий шаг, покорять новые высоты, ставить спектакли и т.д. Хотим делать глобальные большие шоу.

— Не так давно ваш коллектив подтвердил звание «Образцовый любительский». Что это вам дало, для чего?

— Во-первых, чтобы не стоять на месте. Это всё-таки как-то стимулирует, дети лишний раз практикуются на очередном концерте. Также появились некоторые преимущества в плане государственных приглашений на мероприятия и т.п.

Но я иду по жизни так: никогда не отказываюсь от того, что мне предлагают. Если мне делают предложение, значит, это мне надо. Предложили защитить звание — защитили. Предложили куда-то съездить — поехали. Я считаю, что в мире все не случайно, и надо идти по дорожке, которой ведет судьба. Решения всегда приходят сами, просто надо идти по верному пути.

— А дополнительную помощь, например, в пошиве костюмов, звание не предоставило?

— Нет, ничего не изменилось. Во-первых, мы к образованию относимся, а для образования это вообще ничего не дает. Да и, во-вторых, вымирает уже эта система званий, государственных коллективов и прочего. Так что не знаю… Доживем до «Заслуженных», будет хорошо. Всё, что дают, всё берем.

Алеся Максименкова

— Ваша школа в основном работает с детьми. Что самое трудное при работе с ними, как вы выстраиваете отношения, чтобы заинтересовать детей хореографией?

— Смотря куда приходят дети. Если брать профессиональное обучение, то, например, из 60 человек, которых мы набираем в 1-й класс, к седьмому году обучения вот осталось 15. И это ещё с учетом того, что в течение обучения мы проводим дополнительные наборы. Конечно, это сложно, это ежедневные занятия. Чтобы этим заниматься, нужно отдавать себе отчет, что ты очень любишь это дело. Например, своего ребенка я ещё думаю, отдавать ли в свою школу. Потому что это большая ответственность как для ребенка, так и для родителей. Нужно каждый день водить его на занятия, посвящать этому много времени. Это серьезно. Конечно, сначала детей приводят родители, а потом ребенок определяется сам, нужно ли ему это, готов ли он.

В принципе, все родители с радостью ведут детей на танцы. Нельзя сказать, что это такое направление, где тяжело набрать людей. Нет, не тяжело. Все родители считают, что их ребенок должен танцевать, особенно если это девочка. Плюс их нереализованные мечты и фантазии о том, что они не потанцевали в своей молодости. А вот уже потом, когда сами дети определяются, надо ли им это, тогда становится сложнее. Особенно с мальчишками, это вообще сложная история. Их трудно удержать.

— Им приходится задумываться ещё и о будущем, насколько им это пригодится…

— К сожалению, когда меня спрашивают родители об этом, я не могу им лгать и отвечаю, что в Беларуси это вряд ли пригодится. Этим денег не заработаешь, это только для души. Особенно в нашей стране. Хотя передо мной стоит задача, чтобы в будущем мы могли нашим танцорам, которых выпускаем, дать хорошую оплачиваемую работу у нас в Беларуси. Я не говорю про контракты за рубежом, потому что туда они могут хоть завтра уехать. Я знаю, что их всех возьмут, они очень хорошо подготовлены. Но я, наверное, патриот своей страны. Почему у нас нельзя зарабатывать тех же денег, танцуя?

Вот у нас закончился 13-й сезон, и, наконец, пришло время, когда я созрела к тому, чтобы продвигаться дальше. Со следующего года, как я уже говорила, мы планируем подойти ближе к слову «театр», то есть делать танцевальные спектакли. Мы стараемся развивать большие сцены. Всё-таки хореография — это искусство, и на него надо приходить и специально смотреть.

— Тогда самое время обратиться к танцорам.

— Не останавливайтесь. Для того, чтобы перестать танцевать, преград много, а чтобы довести это до конца, нужно очень много сил. Поэтому танцуйте, танцуйте и ещё раз танцуйте. И тогда можно добиться того, к чему стремимся. Главное — труд и чтобы это шло от души. Это не на заводе работа, это — работа души.

Сначала есть мысль, а потом есть движение. Поэтому желаю, чтобы мысль никогда не исчезала, всегда развивалась и чтобы на всех танцоров всегда было интересно смотреть.

Фото из личного архива Алеси


ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

Мастер-класс Сергея Смирнова в Минске28
января
Мастер-классы по современной хореографии — от режиссера «Эксцентрик-балета» Сергея Смирнова
добавлено 16 января 2017
Ночь танца 2016 в Минске23
апреля
Ночь Танца, акт III расширит программу дневными мастер-классами от участника «Танцы на ТНТ»
добавлено 10 марта 2016
vesna-party-krok-20167
марта
Праздничная вечеринка «Vesna party» в преддверии 8 Марта
добавлено 22 февраля 2016
menada-15-years-koncert-ont
Театр танца Менада отметил 15-летие танцевальным шоу (ОНТ)
добавлено 26 ноября 2015
Показать больше материалов
comments powered by HyperComments