Ирина Терешко: «Танцы — это мечта всей моей жизни»

Спартанцы
Автор: Aikis
30 декабря 2011 3

Прошли те времена, когда танцы считались элитным занятием, а клубы выполняли социальную роль места для общения и знакомств. Жизнь движется, всё меняется — в этом уверена очередная гостья нашей рубрики «Спартанцы» Ирина Терешко — руководитель, педагог и хореограф танцевального клуба «I.K.’s_periment», входящего в состав «Black Fox».

Ирина Терешко расскажет о том, как происходило развитие танца в Беларуси с 90-х годов, поделится собственным опытом работы с Белорусской Лигой Танцев (БЛТ) и даст несколько опытных танцевальных советов.

— Ирина, расскажи, пожалуйста, свою историю «Как я начала танцевать».

— Когда мне было 10 лет, существовало всего два вида танцев: эстрадный и народный. Поэтому первый коллектив, в который я попала, был коллектив эстрадного танца. Там было ужасно скучно, мы стояли у станка, нас растягивали через не хочу и не могу по хорошей советской манере. Естественно, задержалась я там не на долго. Всем своим детям я рассказываю, что из хореографической школы меня выгнали за плохое поведение: немного была непослушна и непокорна, чтобы стоять и делать только те вещи, которые говорят.

Затем меня отдали в музыкальную школу, которая, как я считаю, помогла в моём будущем танцевании, потому что умение слышать и понимать музыку закладывается в душу, и его уже не достать.

В 1992 году, когда мне было 12 лет, бальные танцы только-только перестали быть элитным видом спорта и стали доступны для людей. А то, что сначала было запрещено и затем разрешено, имело бешеную популярность. Открывалось великое множество студий с опытнейшими и грамотнейшими педагогами, которые прожили всю жизнь своим делом. Как вы догадались, несколько лет я занималась бальными танцами, шила платья, участвовала в конкурсах. На тот момент наш клуб выполнял социальную функцию, где люди общались, дружили, куда ты приходил и понимал, что там такие же сумасшедшие люди, как ты, которые готовы после школы, института, бассейна идти ещё и танцевать.

После этого был перерыв на учёбу, я поступила в лицей, и на дорогу необходимо было тратить много времени. Но, естественно, в танцы я вернулась, потому что человек, который начал танцевать, уже никуда от этого не денется. Или он будет мечтать, или он вернётся, вариантов не много.

Однажды пришло время, когда мы со своим партнёром по бальным танцам решили, что надо искать другие танцы. И как-то шла я и увидела большое объявление на столбе с надписью «Black Fox». Это был 2-й год существования этого клуба, 1999 год. Мы попали в группу Андрея Язвина. И достаточно быстро нас пригласили в основной состав. Так всё и закрутилось.

— Откуда вы черпали хореографию в то время? Ведь источников информации было не много.

— В то время информации не было вообще. Мы учились танцевать по кассетам и видео-клипам, мы «срывались» на конкурсы как сумасшедшие. Помню год, когда я посетила 8 выездных турниров. Вся стипендия, мамины/бабушкины подарки уходили в танцы, но это было приятное время. Мы «слизывали» движения друг у друга, их преобразовывали, очень ими гордились. Ездили на турниры с видеокамерами, потом очень долго разбирали чужие номера, обсуждали. Мы творили в полном смысле этого слова. В общем, то, что мы называли современным танцем, первые несколько лет было жесточайшей смесью брейкинга, олд скула, электрик, какой-то гимнастики — всего. Сейчас это, конечно, смешно.

Ирина Терешко

— Почему ты выбрала танцы?

— Это мечта всей моей жизни. Мечтой я называю то, что осознала. В 91-92 гг на телевидение прорвались клипы Майкла Джексона. Я не могу передать, какое это было потрясение. И я чётко помню, как засыпаю, а в голове крутится «Remember The Time». Я чётко воображаю себя такой классной, в чём-то обтягивающем, стоящей у зеркала, танцующей, а за мной толпа и всё это повторяет с таким же сумасшедшим восторгом. Не могу сказать, что этот образ стоял за моей спиной всё время, но когда в один момент я решила сделать под Джексона номер и добралась до всей его музыки, то мой восторг всколыхнулся. Наверное, это стало той отправной точкой, когда я поняла, что очень-очень-очень хочу заниматься танцами. Когда каждый раз возвращалась в танцевальный зал, я себя искала. И нашла себя как педагога. Ведь серьёзно заниматься этим я начала достаточно поздно. Это никогда не считалось серьёзным: или ты идёшь в балет и считаешь себя профессионалом, или это всё танцульки. И наступил момент, когда я поняла, что профессиональным танцором мне не стать, потому что уже поздно. Я это пережила и реализовалась немного в другом: в преподавании, в работе с детьми.

— И тебе не хотелось получить хореографическое образование?

— Ты знаешь, я очень долго об этом думала и пришла к выводу, что самой хореографии как танцору мне учиться уже нету смысла, поскольку я не в состоянии добиться нужной выворотности и гибкости. Стать к станку в этом возрасте можно, наверное, ради любительства и поддержания формы. А для того, чтобы двигаться дальше, я решила получать педагогическое образование. И на данный момент я учусь в педагогическом, переподготовка на основе высшего образования (я редактор технической литературы). Честно, ни секунды не жалею. Всё, что мне нужно было из хореографической базы, так или иначе было в меня вложено. Всё, что понадобилось больше этой базы, я выучила сама: посещала занятия в других коллективах, специально просилась к составам постоять, как они, 8-10 занятий, сколько выдерживала. Не столько даже по силам, сколько по времени, ведь ещё есть семья и всё прочее.

Не хочу никого обидеть из Института Культуры, но, поузнавав от выпускников что да как, поняла, что ничего интересного. Там воспитываются хорошие качественные танцоры, но мне не хватало теории: психологии, композиции, истории танца, каких-то приёмов. И я целенаправленно начала рыть в поисках литературы. Например, есть интересная книга «Азбука классического танца», где очень многие вещи объяснены, нарисованы, описаны. Есть замечательная книга В.Ю.Никитина «Модерн-джаз танец. Методика преподавания». Некоторые вещи интересны, оригинальны и правильны. Они наработаны опытом многих педагогов и мне очень пригодились.

Было бы красиво и здорово стать профессиональным хореографом, но я захотела стать педагогом. И тот объём знаний, который в меня сейчас экстренно вливается, кладётся на правильное место, потому что многие вещи я уже испытала на своей шкуре и понимаю, что они очень важны и нужны.

— Что прежде всего нужно человеку, чтобы начать заниматься танцами с нуля?

— Чтобы начать с нуля, нужен педагог. Хороший он или плохой, но нужен человек, который умеет больше, чем ты. Может быть, он и не даст всё в том объёме, в котором должен был бы дать опытный педагог, но он заинтересует и вложит в тебя основы, так что дальше пойдешь очень далеко и легко. То есть сначала нужен педагог, нужно научиться танцевальной основе вообще, научиться координации: двигать руками и ногами в нужной последовательности, держать баланс, знать, что такое ось своего тела, уметь выполнять простые аккуратные вращения, иметь сильный ровный корсет спины и т.д. В любом танцевальном направлении это присутствует.

То, о чём я сейчас говорю, скорее касается детей и подростков. Как правило, данные умения закладываются в раннем возрасте. Если мы начинаем учить взрослого человека, то с ним и проще, и сложнее одновременно. Проще в том, что он уже осознаёт, чего хочет, и многим вещам может научиться сам. Причём личное желание ускоряет процесс в десятки раз. Но даже взрослому человеку, мне кажется, нужен первоисточник — педагог, который пропустил через себя всю информацию и сможет предостеречь вас при совершении многих ошибок. А дальше уже можно посещать мастер-классы и всё, что угодно.

— А откуда ещё сегодня можно черпать танцевальную информацию?

— Лично для меня на данный момент серьёзным источником является интернет, потому что именно там я могу брать информацию в нужном для себя темпе, не перегружаясь.

Для своей педагогической работы я смотрю обучалки. Стараюсь выбирать проверенных танцоров, тех, кто что-то значит в том стиле, в котором себя представляет.

Для постановочной работы, ведь я ещё и номера с ребятами ставлю, смотрю различные шоу. Причём, бывает, что слабенький номер подталкивает на грандиозную и невероятную идею. Поэтому в этом отношении я не брезгую видеоматериалами. Если что-то порекомендовали, то я обязательно залезу и посмотрю. Если у человека от номера осталась эмоция, то нужно попытаться её словить, значит, в номер что-то вложено. Могут быть слабенькие танцоры, но хорошая идея или есть какой-то трюк даже световой или музыкальный, который заставит подумать «Ага, у меня же есть трек, где что-то похожее можно сделать!» Получается, что, вроде бы, и «слизала», и, вроде бы, сделала по-своему. Вот и пойми, где тут творчество, а где плагиат.

Обучающее видео я могу смотреть и по кадрам, т.к. хочу знать, как это делается. А бывает, что достаточно просто просмотреть, словить настрой и пойти танцевать самой.

Ирина Терешко

— То есть на видео можно и технические моменты словить, а можно и просто зарядиться эмоциями.

— Честно скажу, чтобы зарядиться, я предпочитаю ездить, посещать мероприятия и видеть вживую, потому что видео никогда не передаст ни атмосферу, ни эмоции, ни сам процесс. Одной поездки на чемпионат мира по танцевальному шоу мне хватило, чтобы два года пахать в зале не разгибаясь. Причём поездка дала мне ещё и очень важную промежуточную цель по жизни. Не важно, куда выезжать. Бывает, что соревнование не очень сильное и не очень серьезное, но настолько хорошо складывается атмосфера, что этого достаточно. Самое главное — не останавливаться в жизни. В тот момент, когда вы чувствуете, что ваш «моторчик» начинает снижать обороты, нужно срочно куда-то рвануть.

— Ира, ты когда готовишь новую постановку, то сначала выбираешь музыку, или же постановка первична, а аудио-сопровождение подбирается потом?

— Бывает по-разному.

Я три года носила идею одного номера, знала всё, что будет от начала и до конца: история, которая развернётся в течение номера, эмоциональное состояние. Но не было достойной музыки. И абсолютно случайно один из моих учеников принёс компакт-диск с песнями, на котором наткнулась именно на то, что мне нужно. Песня была медленной, но я нашла человека из звукозаписывающей студии, который смог ускорить мелодию. Это пример номера, когда сначала была идея.

А, например, в номере Джексона всё идёт от музыки, там нечего выдумывать, она сама диктует, что нужно делать, стиль поведения, движения, энергию — настолько она богата, интересна и эмоционально насыщенна.

Поэтому бывает по-всякому. Но очень часто музыка переделывает то, что придумал. Ты задумал одну идею, а мелодия заставляет играть по-другому.

— Ирина, твоя школа танцев «I.K.’s_periment» входит в состав Black Fox. Скажи, чем танцевальные объединения и федерации помогают школам?

— Танцевальные объединения дают промежуточные цели. Ты приходишь в отлаженную систему, где существуют свои традиционные мероприятия, поддерживаются наши собственные начинания, есть танцевальные лагеря. Всё это преподносится в живом готовом виде, тебе не нужно это организовывать.

Как хореограф, могу сказать, что объединения дают отличную возможность много ездить и видеть, поскольку Белорусская Лига Танцев (БЛТ) дала мне возможность сдать экзамен на получение международной судейской категории, и теперь меня охотно приглашают на различные мероприятия, где я вижу очень сильные и очень интересные коллективы из 86 стран, если говорить о международном соревновании. Это точно такие же организации, как мы, все живут по единым правилам, все знают, какие к ним будут предъявляться требования на чемпионате. Т.е. это определённая унификация. Многим она не нравится, но каждый выбирает сам. Я знаю, что для многих педагогов-хореографов важно чувствовать, что они делают что-то свое ни перед кем не зависимое. Это их право.

Как руководитель коллектива, я получаю от организаци, скажем так, систему работы. У меня есть определённые временные «точки», и я знаю, что к этому времени я должна уговорить, помочь, заставить своих детей что-то сделать. Т.е. я работаю к этому моменту и знаю, что там на меня будут смотреть мои коллеги, оценивать моих детей. Это тоже подстёгивает. Т.е. закладывается определённая система в жизни коллектива, ставятся промежуточные цели. Я считаю, что это важно и не даёт останавливаться.

К тому же оказывается организационная помощь, вплоть до того, что можно не задумываться о видео или фотосъёмке. Если возникла идея провести что-то своё, вам помогут или как минимум подскажут, а как максимум ещё и добавят денег.

В организации не дают возможность снизить качество работы и расслабиться. Если за год ничего не показал, с тебя спросят.

Естественно, накладываются определённые требования и условия. Но так всегда происходит, когда приходишь в уже готовую организацию: соглашаешься со всем тем, что говорят и предлагают. Конечно, можно высказываться. Но чтобы тебя услышали, нужно уметь говорить и убеждать. Например, я иногда стараюсь это делать, и меня достаточно часто слушают. Не знаю, как происходит у остальных, но я себя не чувствую брошенной, покинутой или недооценённой.

— Но в то же время среди тех, кто не входит в состав Black Fox, бытует мнение, что качество хореографии Black Fox оставляет желать лучшего. Как ты можешь это прокомментировать?

— Нужно понимать, что Black Fox — это не один руководитель и не один коллектив, а это 20 педагогов с 50-100 учениками у каждого и основной состав, у которого тоже есть свои цели и свои руководители. Т.е. Black Fox — это основной состав и сеть, группа коллективов, в чью работу не влазит никто из руководства. И когда люди рассуждают о результатах, то они представляют Black Fox как одно единое целое. Если бы это было действительно так, то их замечание, наверное, было бы верным.

Ирина Терешко

— То есть нельзя так Black Fox под одну гребёнку?

— Да. Основной состав хоть и лицо организации, но у них есть свои руководители. Состав постоянно находится в движении, могут меняться планы, меняются люди. Сейчас у них организовалась очень мощная команда черлидинга. Ей ведь нужно время, чтобы развиться. Если мы этого всего не видим, то это не значит, что там нет никакой жизни.

Возможно, из-за того, что в последние несколько лет был немного сменён профиль основного состава, часть сил ушла в черлидинг. По крайней мере произошло разделение на танцевальный состав и черлидеров, куда подбирались люди особым образом. Поэтому допускаю, что в танце ребята могли бы достичь большего.

И тем не менее, я могу назвать лишь единичные коллективы, которые нас обходят.

— Кто они?

— В своё время очень мощно работал Jazz Hand. Я ими восхищалась. Они смогли за достаточно короткое время собрать невероятный, дружный, сильный состав. Но это были 2005-2006гг., а потом у них что-то произошло, я их не вижу.

Сейчас меня удивил «Storm» под руководством Димы Светлова. Ещё брестский коллектив «Rise» молодцы. В Пинске есть сильные ребята из «Navigator», они очень достойные конкуренты.

Но могу сказать, что в том количестве направлений, в которых занимается основной состав, больше не работает никто. Сейчас там набирают мощь дети, юниоры. Взрослое поколение, наверное, выросло. Многие стали педагогами, вышли замуж. Жизнь-то движется.

— Есть ли какие-то вещи, которые не устраивают тебя при взаимодействии с Black Fox?

— Наверное, то же самое, что и остальных: основной состав слишком много где выступает, поэтому когда выходишь с хорошим номером, а рядом Black Fox, то шансы стать вторым значительно возрастают. Конечно, это злит. Но в то же время понимаешь, что нужно работать.

Понятно, что у нас меньше возможностей, чем у основного состава, который является лицом организации. Мне кажется, у многих наших коллективов наступил момент, когда хочется посоревноваться с основным составом, а кое-где даже и получается. Это похоже на спор сына с отцом.

Я вросла в Black Fox, это больше чем треть моей жизни, это семья. Да, у нас бывают ссоры, но они абсолютно семейные, а бывают и праздники. В каждой семье есть сварливая бабушка, истеричная сестра или занудный брат, но от них ведь никуда не денешься, они же твои.

— Что ты можешь сказать о танцевальной культуре в Беларуси? Есть ли она вообще?

— Конечно есть. Если много людей занимаются танцами, значит, она есть. Проблема-то в том, что в основном эта культура не наша, а привозная. Например, Хип-хоп культура полностью привозная, бальный танец тоже не от нас пришёл. С учётом того, что от классической и современной хореографии в профессиональном виде я достаточно далека, однако я интересуюсь этими направлениями и понимаю, что не так уж и много у нас педагогов и коллективов. А в итоге те, которые серьёзно этим занимаются, даже уезжают. Обидно. Сказывается близость России, которая даёт больше возможностей.

Культура — это явление социальное. Она есть. Вопрос лишь, в каком она находится состоянии. В целом танцевальная жизнь стала более спокойная. Это сначала был «взрыв» информационный, потом «взрыв» молодых, которые шли танцевать на улицы, а теперь всё немного успокоилось. Появилось много молодых и перспективных коллективов. Появились люди, которые готовы потратить на танец всю свою жизнь и заражать этим других. Но есть проблема в том, что когда ты молод, то хочешь получить всё сразу, здесь и сейчас. А ждать результата пять лет не все могут. Для того, чтобы вырастить коллектив, нужно минимум пять лет и немного опыта. Это сложно. И берясь преподавать в своей группе, нужно определиться, хочешь ли ты вырастить коллектив, либо получить свои деньги, удовлетворяя собственные амбиции. Если не готов к созданию коллектива, нужно подумать, чем ты займешься лет через 5-10. Наступит день, когда захочется результата и ты поймёшь, что для того, чтобы его получить, нужно начать всё заново. А захочешь ли ты начать всё заново?..

Но я уже вижу много молодых педагогов, которые готовы работать правильно с нуля и создавать коллективы, а не просто танцевальные школы. Я думаю, что у нас ещё всё впереди. Мы всегда почему-то отстаём лет на пять от более крупных стран. Например, у нас и в России танцевальная система зародилась почти в одно и то же время, но россияне стартанули очень бурно.

Ирина Терешко

— Говорят, Украина очень поднялась в танце.

— Не знаю, не могу утверждать, последний раз на соревнованиях там была в 2003 году. Украинцы более агрессивные, энергичные, темпераментные. Мне кажется, в Хип-Хоп культуре это очень помогает. А мы спокойные по характеру. Наверное, поэтому и медленные.

— Ира, скажи, а что мешает плохому танцору?

— Его собственная лень. Если хочешь танцевать — танцуй, другого пути нет. Можно смотреть видео, читать книги, обсуждать тему танцев, но танцевать от этого лучше не станешь. Танец — это движение тела. Тело — твой инструмент, а инструмент должен работать постоянно.

Когда останавливаешься и разрешаешь себе снизить темп, то начинаешь терять свой навык, форму, даже эмоции. У меня была такая же проблема.

— У каждого танцора периодически бывают моменты, когда пропадает желание танцевать. Что бы ты посоветовала в этом случае?

— Я очень просто выходила из этой ситуации: неделя без музыки и танцев. А потом просто срывает крышу. Оказывается, что ты столько много можешь и хочешь. На каком-то этапе нужен очень небольшой перерыв. У некоторых он затягивается до месяца. Приходили ко мне ребята, которые говорили «Всё, не могу!» Я советовала просто сменить направление. Хватало трёх недель, чтобы ребята снова поняли, что всё прекрасно. А многие параллельно продолжили заниматься и вторым направлением.

В какой-то момент я поняла, что хип-хоп — уже не моё, хоть это и здорово, обалденно, энергично. Тогда я начала искать. Пусть теперь занимаюсь другим на любительском уровне, но я стала ещё на 1-2 направления богаче. И я вижу, насколько улучшились мои номера, репертуар. Нужно пробовать, нужно искать. Очень важно не останавливаться.

— Твои пожелания нашим читателям и танцорам.

— Дорогу осилит идущий. Если ты хочешь что-то делать, то должен начать это делать.

И пусть Новый год станет для вас годом сбывшейся мечты!

Беседовал Aikis


ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

Екатерина Погребицкая
Екатерина Погребицкая о танце на пилоне: «Мне хотелось доказать маме, что я могу»
добавлено 4 сентября 2015
Надежда Кашкан
Надежда Кашкан превращает свои слабости в конкурентные преимущества
добавлено 24 января 2014
1
manzalevskij-spartancy-mini
Сергей Манзалевский: «В хореографию идут только ненормальные фанаты»
добавлено 9 сентября 2013
yana-shtangej-mini
Яна Штангей танцует от души, как для мамы
добавлено 27 июня 2013
Показать больше материалов
comments powered by HyperComments