Занимайся правильно современной хореографией: избавляемся от травм на занятиях

Танцеведение 10 января 2014 0

Занятия современной хореографией не только приводят в тонус эмоциональное состояние танцора, но и связаны с серьезной работой мышц и всего тела. А это, как и в любом спорте, чревато нежелательными ушибами, растяжениями и более серьезными травмами даже для профессиональных танцоров. Но при правильном подходе все эти неприятные моменты можно свести к минимуму.

Необходимо помнить, что занятия современной хореографией — это, прежде всего, серьезная физическая работа. И если не знать хорошо свой организм, то травмы можно получать регулярно.

Не секрет, что наибольшим травмам подвержены слабые участки тела, на которые приходится повышенная нагрузка. Так, в современной хореографии основная работа ложится на ноги, поэтому чаще всего страдают стопы, голеностопы, колени и внешняя поверхность бедра. Именно с ними и связана подавляющая часть жалоб танцовщиков. Реже сетуют на боли в спине и шейный отдел. Можно встретить и жалобы на бедра, но, по мнению некоторых педагогов, это природное.

Травмы могут иметь разную степени тяжести: от легких ушибов, до требующих хирургического вмешательства. Причем даже безобидные на первый взгляд «синяки» чреваты гематомами и более серьезными вещами в будущем. Поэтому гордиться наличием синих припухлостей, связывая их появление с усердной работой в зале, уж точно не стоит. Более того — это первый признак неправильного выполнения какого-либо переката или падения, чем буквально пестрит современный танец.

Травмы в современной хореографии

Для классических танцоров, в том числе и тех, кто перешел в современную хореографию, типичны травмы коленного сустава, повреждение мениска. Подобные нарушения связаны с неправильным распределением нагрузки

Например, люди из балета привыкли садиться по выворотной позиции, а в современной хореографии ноги стоят параллельно. Вот колени постоянно и западают вперед.

Екатерина Квятковская

педагог, хореограф, танцовщица театра танца D.O.Z.SK.I

— В моей практике были такие примеры, когда нерадивые педагоги давали детям в 3-ем классе фондю, при этом не объясняя правильное расположение коленей. И на этом же занятии у детей вылетали мениски. А это очень чревато. Хотя сейчас это уже довольно распространенная травма, и практически у всех танцоров экстра-класса, с которыми мне приходилось общаться, вырезаны мениски. Подобная операция уже перешла в разряд классических. Но в этом нет ничего хорошего, желательно сохранять свое тело в форме.

Поэтому, если вы идете на первое занятие или переходите в продолжающую группу, то желательно первые неделю-две не танцевать, а внимательно слушать педагога на разминке, наблюдать со стороны за его движениями и не спешить сразу выдавать большое количество па. Уроки для того и даны, чтобы научиться методично, технически правильно выполнять элементы.

На своих занятиях Екатерина Квятковская иногда шутит: «Два раза набьете — там не упадете». Но в действительности же считает каждую набитую у учеников «шишку» своим профессиональным промахом. В идеале никаких ушибов или травм быть не должно!

Екатерина Квятковская: — Первая моя просьба ко всем желающим заниматься современной хореографией — внимательно слушайте педагога. Если после занятий у вас появилось большое количество синяков или травм, значит, вы что-то делаете неправильно и не слышите до конца педагога. В этом случае подойдите к нему, расскажите о своей травме и попросите посмотреть на вас индивидуально, что вы делаете не так.

Не пытайтесь просто проиллюстрировать картинку. Если вы заинтересованы танцевать хорошо — берегите свое тело.

Но отсутствие необходимой физической подготовки и слишком сложная хореография (когда человек ещё не готов к определенному уровню) — лишь одна из причин получения травм. Другим не менее важным поводом является не разогретое тело.

Если вспомнить классический станок, то изо дня в день в обязательном порядке танцовщики разогревают колени, голеностоп (релеве), спину и бедра (выворотное плие). Современная хореография не исключение.

Травмы в современной хореографии

Возьмите за правило хорошо разогреваться перед уроками. Для начала используйте пассивные движение (например, растяжка), затем переходите к активным (приседания, плие, бег, прыжки). Нагрузку следует увеличивать постепенно. Если на холодное тело начать активные действия, то в первое время травму можно даже не почувствовать

Хорошо разогревайте стопы, ахил, подготовьте пальцы, чтобы всей стопой чувствовать пол. Чем лучше вы себя разогреете, тем меньше вероятность получить какую-либо травму во время занятия или выступления.

Мужчинам также следует больше внимания уделить коленным суставам, потому что у них они не такие эластичные и подвижные, как у девушек.

Екатерина Квятковская: — Как наставлял меня Дмитрий Залесский, все травмы случаются либо из-за неосмысленности, т.е. когда ты не думаешь, либо в тот момент, когда входишь в драйв во время танца, очень стараешься и просто забываешь о том, как ты это делаешь. Не имеет значения, танцуете вы на сцене или в зале, всегда нужно помнить, что это ваше тело и вы им управляете. А зачастую, когда включается режим «скорость», тогда летят ноги, колени и происходят самые обидные травмы.

Помните, что помимо вас в зале занимаются и другие ученики.

Галина Грачева

преподаватель contemporary dance, профессиональная танцовщица

— Для танцовщика современной хореографии ещё очень важно быть внимательным. Уметь работать с пространством. Если вдруг ты передвигаешься и не видишь, что происходит слева и справа от тебя, то высока вероятность задеть кого-то или врезаться в него. Очень часто уроки посвящаются именно вниманию. Открытому периферическому зрению, когда ты смотришь, что происходит вокруг тебя.

Избежать некоторых травм помогают и специальные защитные средства: часто используют наколенники, поддерживающий утягивающий корсет и др. Только если согревающий пояс защитит вашу спину от простуды на сквозняках, которые, к сожалению, частые гости танцевальных залов, то с другими средствами защиты не всё так однозначно. Некоторые педагоги категорически против их использования и считают, что в этом случае человек перестает контролировать своё движение, не чувствует техники и не совершает его правильно.

Галина Грачева: — Я советую использовать наколенники только тогда, когда идет какой-то репетиционный процесс, где большое количество повторов, большие нагрузки. Хотя бы чтобы элементарно не получить очередной синяк. Но за неделю до выхода на сцену нужно снимать защитные средства, чтобы пробовать и привыкать к тому, как ваше тело будет работать без всех этих приспособлений.

Екатерина Квятковская: — Даже я со своей больной спиной не ношу фиксирующий пояс. Одно время я занималась в нем, было тепло, приятно, он сдерживал, но когда снимаешь его на концерте или в университете на экзамене, то выясняется, что многое начинает «лететь».

Также в свете собственного опыта Екатерина предостерегает тех, кто занимается с грузами (утяжелителями на ногах) самостоятельно. Без правильного подхода начинают развиваться не те мышцы. Девушкам нельзя навешивать больше 300гр., иначе это чревато женскими проблемами, надрывом поясницы и т.д. Не желательно и прыгать с утяжелителями, потому что затем, когда вы начнете это делать без них, то не будете чувствовать плие.

И помните: важно слушать не только педагога, но и свое тело. Не злоупотребляйте им. Прислушивайтесь к своим болевым ощущениям, к своему настроению, состоянию. Если чувствуете какой-то дискомфорт, то не переступайте через себя. Кому вы хотите что-то доказать? Здоровье важнее!


ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

uroki-diktsii-pogranzona8
июля
Вечер танцевального перформанса с премьерами «Уроки дикции» и «Погранзона»
добавлено 26 июня 2017
era-androgin-premiere26
мая
Авторский пластический спектакль «Эра Андрогин» театра АКМЕ
добавлено 25 мая 2017
Балет Весна священна ли..?15
июня
Премьера современного балета «Весна священна ли..?» театра танца SKVO’S Dance Company
добавлено 25 мая 2017
День открытых дверей в студии танца в Облаках28
мая
День открытых дверей — в студии танца «в Облаках»
добавлено 23 мая 2017
Показать больше материалов
comments powered by HyperComments