Современная хореография на балетной сцене — мастер-классы от Польского театра танца

Мероприятия
Автор: Марина Елистратова, Мария Ерема. «Теарт»
7 октября 2012 0

Сразу три цикла мастер-классов от солистов Польского театра танца стартовали в эту пятницу в рамках форума театрального искусства «Теарт». Прямо на сцене Белорусского государственного хореографического колледжа Паулина Вычиховска, Павел Малицкий и Даниель Наварро Лоренцо рассказывали и показывали, что такое современный танец. Каждый педагог уделил особое внимание своей теме.

Польский театр танца – это государственная организация, которая отмечает в этом году сорокалетний юбилей. Основные стиль – контемпорари. Театр находится в Познани и обычно ставит постановки, дает мастер-классы, проводит фестивали, приглашая для участия и другие театры.

Мастер-класс от Паулины Вычиховской, солистки Польского театра танца, проработавшей там уже 15 лет, посвящен технике Марты Грэм, знаменитой танцовщицы 20-го века.

— Эта техника создавалась в свое время в противоположность балету, но сейчас это уже классическая техника. Основная идея состоит в том, чтобы заставить форму служить содержанию, а не наоборот. В то время как балет рассказывал красивые истории-картинки, Марта Грэм хотела говорить о серьезных вещах, и форма должна была служить этим целям. Поэтому в этой технике другие движения, другая эстетика. Основное отличие в том, что движения как бы исходят от центра тела, а не от конечностей, — рассказывает Паулина Вычиховская уже после мастер-класса.

На самом же занятии слов не было, было только действие. Участниками мастер-класса по иронии судьбы стали ученики Белорусского государственного хореографического колледжа, Академии искусств и школы танца «Менада» – все с классической подготовкой, что несколько усложнило задачу.

Начав с наиболее простых упражнений и постепенно усложняя задачу, Паулина добилась от своих слушателей некоторых успехов. Единственной проблемой, по ее словам, является время:

— Здесь я пытаюсь донести какие-то основы техники Марты Грэм. Это очень сложная техника, которая требует изменить свой образ мышления и способ двигаться. Это непросто понять с первого раза. Я проведу три мастер-класса, и это очень мало. За это время я могу просто презентовать какие-то основы и надеяться, что наиболее любознательные успеют «поймать» эту базу. Вся группа точно не сможет это понять полностью, потому что техника сложная, и уровень у каждого свой. Я надеюсь, что все из этого занятия что-то извлекли.

Современная хореография на балетной сцене — мастер-классы от Польского театра танца

Павел Малицкий, солист Польского театра танца (Познань) приехал в Минск с мастер-классом по современному танцу с элементами физического танца. В физическом танце объединены динамика, энергия и внутренняя сила, что находит свое отражение в экспрессивности тела.

Движения, с одной стороны, очень физичны, но, с другой, — духовны и интеллектуальны. Павел Малицкий изучал различные техники танца, например, showdance, discodance. В 2006 году закончил факультет современного танца. Обладатель многих престижных международных наград.

— Эта техника называется современный танец с элементами физического танца. Более тяжелая версия современного танца. Я занимаюсь ей около двух лет и хотел бы развивать и распространять это направление. Сначала я черпал все от учителей, потом добавлял что-то своё, включал элементы акробатики и гимнастики, которыми также занимался. Во время танца необходимо работать над телом, особенно над центром тела – животом. И весь тренинг базируется на этом и потом уже используется в танцевальных движениях. Очень важно ощущать свое тело, что у тебя внутри. Мои мастер-классы могут быть полезны ребятам, хоть они и занимаются балетом», — комментирует в перерывах Павел.

— В Познани я тоже преподаю в балетной школе современные танцы. Это требует очень много времени, уже 3 года работаю с одним классом, вижу прогресс. Это не происходит так быстро. Когда начинаешь, у людей всегда есть страх, что руки могут не выдержать. Особенно сложно девушкам. В группе, с которой я сегодня работал, есть парни, и мне было легче, а в Познани я занимаюсь в основном с девушками. Это форма танца более мужская, основана на силе рук.

— Я всегда говорю своим ученикам брать как можно больше от этих начальных упражнений. Как бы это ни было странно, их можно использовать везде. Я понимаю, что многие элементы могут казаться новыми, удивительными или сложными для большинства, но в каждой группе найдутся люди, которые сразу схватывают главную мысль этого стиля, его идею и начинают развиваться. Если кто-то может какой-то элемент позаимствовать, развить, я буду очень рад. Считаю, что занятия на протяжении 3 дней смогут дать ребятам что-то полезное. Будет видно развитие, мы ближе познакомимся, — подытоживает Павел и продолжает занятия.

Он очень внимательно работает со своими учениками, поправляет ошибки каждого, объясняет, показывает снова и снова. Участница коллектива «Менада», едва переведя дух, делится с нами впечатлениями о мастер-классе.

— Отличный способ развиваться дальше в Беларуси, получать новую информацию, обучаться другим стилям, другим направлениям. Своеобразная практика раскрепощения тела, нужно полностью расслабиться. Павел показывал, рассказывал, как расслабить какие части тела, чтобы «слиться с полом».

Даниель Лоренцо

Мастер-класс от Даниеля Лоренцо оказался наименее формальным, но наиболее раскрепощающим для участников. В основном на своих занятиях Даниэль использует технику Релиз. Название (от английского «отпускать») полностью передает смысл: отпустить свое тело, расслабиться и научиться импровизировать и строить танец не по классическим канонам, к которым так привыкли слушатели, а в стиле контемпорари.

— Я преподаю две техники: Lemon и Release. Решил начать сегодня с релиза, потому что этот стиль более свободный, техника Х. Лимона более заточена на форму, хотя, видимо, классическим танцорам это больше подойдет. Я не знал, что больше подойдет ребятам: релиз, по-моему, более естественный, более свободный и поможет мне увидеть потенциал в людях, — объяснил выбор техники Даниэль.

Как преподаватель, он также поделился впечатлениями от работы с белорусскими танцорами: «Это только первый день, поэтому судить еще тяжело, но есть такая важная вещь — люди хотят работать, а не просто стоят возле стенки. И, не смотря на то, что у большинства классическая подготовка, они справлялись с контемпорари неплохо. Но все еще много думают о форме, о том, как движение должно выглядеть, а не о том, что оно должно нести».

Ежедневные три часа тренировок пролетали незаметно и заканчивались аплодисментами друг другу. Все участники с уверенностью говорят, что обязательно придут еще и в воскресенье, несмотря на выходной и утро.

После второго дня работы впечатлениями наперебой делились студенты Академии искусств:

— Все очень круто, очень весело. Для нас особенно, потому мы из академии искусств и это новая для нас техника, мы ведь учим только классический танец, а это современный.
— Мало того, что мы научились новому стилю, так еще и много энергии получили.
— Ну как, научились, скорее попробовали. Этот танец развивает тело, оттачивает каждое движение.
— Да, и мне кажется, он более актерский, чувственный и эмоциональный.
— Хорошие преподаватели, хорошая музыка, хорошие тренинги. Только нужна соответственная физическая подготовка, чтобы танцевать, потому что было сложно даже нам – держать центр тела, подолгу напрягать мышцы, да колени болят, столько на полу тренироваться.

С ними совершенно согласны и участники помладше из хореографического колледжа. Их единогласная оценка – «Здорово!»

Марина Елистратова, Мария Ерема. «Теарт»