Степ обувь — музыкальный инструмент ретро-танцоров

Танцеведение
Автор: Aikis
2 октября 2013 0

Степ танец (Tap dance), или чечетка — уникальный танцевально-музыкальный жанр искусства, в котором исполнитель одновременно является виртуозным танцором и перкуссионистом. Степ обувь исполняет роль музыкального инструмента, именно поэтому к её выбору танцоры подходят очень серьезно.

Разбираться во всех тонкостях «музыкальной» обуви будем вместе с участниками коллектива и преподавателями первой школы американского степа в Минске «Tap Town».

Если вы только начинаете заниматься степом, совсем не обязательно приходить на первое занятие в специальной степ обуви, «с порога» успокаивают девушки. Первое время можно заниматься в любой а-ля мужской обуви на жесткой основе. Балетки, чешки, мягкие кроссовки не позволяют полноценно прочувствовать стопу, а чтобы научиться танцевать степ, прежде всего, нужно понимать, чем отбиваются удары.

Юлия Косьмина: — На первом этапе мы помогаем некоторым ученикам своей старой обувью. В процессе обучения, обычно в течение первого месяца, они все приобретают собственную. Одной пары им хватит на всю жизнь, они просто не успеют её сносить. Мы же постоянно обновляем свой обувной гардероб, потому что приходится подбирать новые туфли под сценические образы.

Степ обувь

Цена на степ обувь зависит от модели, фирмы изготовителя и места приобретения. Так, в Штатах она стоит в 2 раза дешевле, чем в Европе. У нас, в Беларуси, можно приобрести обычную пару обуви по цене от $60 до $150. Можно сшить под заказ, выбрать любой цвет или даже набить на туфлях какую-нибудь надпись, но это уже обойдется намного дороже.

— Когда мы ездили на Цирк дю Солей, то там у степистов, по моим ощущениям, была даже не степовая, а будто обычная обувь, на которую просто прицепили набойки. Слишком театрально-сценической она была. Это всё для шоу, — делится своими впечатлениями Юлия.

К сожалению, у нас в стране можно приобрести только самую классическую модель степ обуви, поэтому большинство приходится привозить из России, Украины, США, Франции. Но, в целом, моделей много, так что каждый желающий сможет подобрать себе пару по собственному вкусу.

— Стандартные модели подходят многим ученикам, но для сцены нам приходится заказывать обувь из других мест: Нью-Йорк, Израиль, Париж, Москва, Лондон, — мечтательно перечисляет города и страны Елена Ленючева.

Степ обувь

Это степовые кроссовки. Они мягкие, сделаны по другому принципу. Несмотря на удобство работы в такой обуви, в них невозможно выполнять некоторые удары, применяется немного другая техника.

— Всё, что здесь представлено, кроме одних туфлей на каблуке — мужская степ обувь. Т.е. в действительности мы танцуем в мужской обуви, просто маленьких размеров, — рассказывает Ольга Церех. — В женских туфлях можно сделать далеко не все удары, как в мужских, да и стиль танца в них тоже меняется. Поэтому женские туфли нужны больше для красоты.

Степ обувь

— А это — наглядный пример того, как мы занимались в Озорных Огоньках, — демонстрирует свои первые степовки Юля. — Это самодельные туфли, уже совсем «убитые» [слева].

— Ведь раньше у нас не было особых возможностей, поэтому обувь приходилось делать самостоятельно. Находили кое-какие металлические пластины, ставили двойную профилактику, чтобы гвозди не входили в ногу, закручивали шурупы — так и занимались.

Степ обувь

«Подковка» из дюралюминия плотно прижимается к подошве тремя (или одной) заклепками или шурупами, а между располагается специальная прокладка, которая не дает краям набойки вжиматься в подошву и препятствует поглощению звука мягкой кожей.

При этом формы набоек разные: набойка-пятка выполняется плоской для устойчивости, а передняя имеет выпуклую форму, чтобы сохранять звучание при разных углах соприкосновения с полом.

На самом же деле от правильно установленной металлической набойки зависит качество звука. Если её намертво закрутить, то звук будет более глухой, а ослабив, получается более звонкий. Но нельзя перебарщивать до дребезжания.

Самые известные бренды степовой обуви — Sansha, Bloch, Capezio и Grishko.

— Каждому нравится свое. Например, одна моя ученица купила 3 пары степовок. И ей Bloch понравились больше всего, несмотря на то, что они были самыми дешевыми, — рассказывает Юлия.
Мне, например, и кроссовки очень нравились, в них очень мягко, просто они для сцены никуда не годятся. А вот любую кожаную обувь нужно разнашивать. Вот эта красота безумная вся искусственная, быстро изнашивается, нога потеет. Это более концертный вариант, в них тренироваться нельзя.

— Есть у нас вообще неубиваемые степовки. Им уже лет 5. Изначально они были 36-го размера, теперь уже 38-го. И ничего с ними не происходит, не отклеивается. Видно, конечно, что они рабочие, но в этом мы даже находим свою красоту, — улыбается Елена.

Степ обувь

— Мы стараемся разделять степ обувь для тренировок и выступлений. Правильно, чтобы концертная обувь стояла и ждала выступления, а репетиционная изнашивалась. Но каждые туфли издают разный звук. И если в удобных тренировочных туфлях всё звучит идеально, то когда надеваешь новые, не разношенные, то первое время чувствуешь себя, как на костылях, — Юля.

На тренировки ученики всегда приходят со своим верным помощником — отверткой. Шурупы имеют свойство иногда раскручиваться.

— Помню, когда мы танцевали в детском коллективе, то пойти подкрутить обувь было своеобразным перерывом. Даже если они не открутились, но уже надоело танцевать и хочется отдохнуть, можно с умным видом идти и долго поджимать эти подковки, — делится хитрым приемом Елена.

Теперь же у девушек подход совсем иной. Сразу после покупки новой пары степ обуви они их раскручивают, вливают клея и закручивают намертво, чтобы выскочившие шурупы больше не мешали работать.

На некоторых туфлях может отсутствовать профилактика. Это позволяет легко выполнять слайды, потому что резиновая прослойка препятствует скольжению. Однако, и на избыточно скользких набойках танцевать сложно.

— И не думайте, что степить легко. Чтобы этому научиться, придется очень много пахать, — хором предупреждают девушки. — Нам очень часто задают вопрос: «Когда я смогу, как вы или как в том черно-белом фильме?» На что мы отвечаем, что для этого придется работать всю жизнь.

Простых результатов можно добиться уже за несколько занятий, поскольку всё начинается с базы. Но чтобы перестать танцевать головой, сконцентрировав все усилия в ногах, нужно время. И не последнюю роль в занятиях степом играют чувство ритма и музыкальность. Если этого нет, то как ни старайся, ничего путного не выйдет. Тут либо человек расстраивается и уходит, либо продолжает степить не со всеми, но с чувством глубокого удовлетворения!


ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

Иван Бушан в Минске
Степист Иван Бушан из Испании приехал к минским танцорам с американским степом
добавлено 9 ноября 2016
Школа Tap Town готовит к открытию свой новый «дом»
добавлено 26 августа 2015
Как в 24 года быть степ учителем в своей студии танца
добавлено 25 октября 2014
Белорусские степисты в программе «Утро» на СТВ
добавлено 18 сентября 2014
Показать больше материалов
comments powered by HyperComments