Валентин Елизарьев: «Жизнь прекрасна и удивительна!»

Интервью
Автор: Марина Коктыш, «Народная Воля»
31 октября 2012 0

30 октября знаменитый хореограф Валентин Елизарьев отпраздновал 65-летие. Накануне юбилея «Народная Воля» зашла в гости к Валентину Николаевичу. Елизарьев изменился, но совсем не в худшую сторону. Похудел почти на 10 килограммов (шутит, что решил наконец-то всерьез заняться фигурой). Гордый, уверенный в себе. Одним словом — король.

Он по-прежнему в курсе всех последних событий культурной жизни, не пропускает ни одной премьеры. О театре может говорить часами!

Как дела?

— Расскажите, как поживаете, я давно вас не видел… — сказал Елизарьев, хозяйничая на кухне.

— А можно я вам этот вопрос переадресую?

— Да у меня вроде бы все хорошо, жизнь продолжается. Очень радует работа со студентами — у меня два курса в Академии музыки, там есть немало талантливых ребят. Правда, не знаю, для кого их воспитываю, потому что в Беларуси они, как правило, мало востребованы. Многие уезжают за границу. Вот, например, Раду Поклитару — белорусский гражданин, а работает в Киеве.

— У него там свой театр.

— Да, «Киев-модерн-балет». Сейчас хореограф Наталья Фурман уезжает в Китай…

Я получаю от работы большое удовольствие. Хотя по сравнению с тем кипучим образом жизни, который я вел ранее, теперь у меня гораздо больше свободного времени. И в этом немало плюсов. Есть, когда заниматься самосовершенствованием. Я читаю, слушаю музыку, готовлюсь к спектаклям, веду активный образ жизни. Ставлю как минимум одну постановку в год в Японии.

— Что вы вкладываете в понятие «совершенствование»?

— Я много хожу по театрам, люблю филармонию, Русский театр — практически не пропускаю там премьер.

В Большом театре бываю редко — обычно смотрю гастрольные спектакли. Стараюсь посещать премьеры, а на текущий репертуар не хожу, поскольку расстраиваюсь из-за низкого качества постановок. Не могу смотреть, как на глазах разрушается то, что создавалось годами!

Слежу за киноновинками, фестивалями. Видел почти все спектакли форума театрального искусства «Теарт». Собираюсь посмотреть лучшие фильмы, представленные на «Лістападзе». Словом, стараюсь быть в курсе всего того, что происходит в культурной жизни. Причем не только нашей страны — я довольно много езжу по миру. Я востребован в международном конкурсном движении и только за этот год побывал в Токио, Пекине, Сеуле, Варне, в декабре собираюсь в Астану.

— Если не ошибаюсь, вы были членом Совета Европы по культуре…

— И остался. Работа заключается в том, что мне присылают много различных европейских документов, касающихся развития культуры. Их нужно прочитать и высказать свое мнение.

Куда пропал автор?

— Артисты вас не забывают?

— У меня по-прежнему хорошие отношения со всеми. Мне звонят, мы общаемся, встречаемся. Так что я во многом в курсе театральных дел. Вот совсем недавно труппа Театра оперы и балета приехала из Франции, артисты принесли мне буклет. Смотрите, какой шикарный! Но меня сильно обидело, что здесь ни одного слова о том, что балет «Спящая красавица», с которым белорусы приехали на гастроли, идет в авторской версии Валентина Елизарьева!

— В буклете вообще нет вашей фамилии?

— Есть упоминание о том, что я когда-то работал в этом театре, а о том, что ставил «Спящую красавицу», — нет. Спектакль, оказывается, возник из воздуха, у него нет авторов! Вот как далеко заходит хамство…

— Честно говоря, громких и успешных премьер в балете за последние годы не было…

— Балет сегодня живет за счет переносов чужих спектаклей и возобновления хорошо известных старых, которые почему-то выдаются за премьеры.

На мой взгляд, если этот театр не будет иметь своего оригинального репертуара, созданного белорусскими композиторами и хореографами, он будет самым заурядным. Поэтому у меня очень серьезный вопрос к дирекции: почему не идут спектакли, созданные специально для театра белорусскими композиторами? Почему не идут спектакли белорусских хореографов?

— Какие именно постановки вы имеете в виду?

— Почти два года на большой сцене не идет балет «Легенда об Уленшпигеле» Евгения Глебова, «Макбет» Кузнецова.

Раз в год идет самый титулованный балет «Страсти (Рогнеда)» композитора Андрея Мдивани. А если спектакль не прокатывается раз в два месяца, то он умирает медленной смертью.

Раз в год показывают тот же «Спартак».

Вообще, мои спектакли стараются поменьше ставить в репертуар, а вот как нужно за границу поехать — обязательно берут или работу Елизарьева, или спектакли классического наследия! Потому что показывать, видимо, больше нечего…

— Многие наверняка скажут: Елизарьев просто обижен, поэтому так резко и говорит.

— Я не обижен. Мне хватает известности. Я по-прежнему востребован. Просто жаль, что люди, управляющие сейчас театром, не понимают, ценности белорусского искусства и не пытаются его сохранить. А если что-то и сохраняется, то идет в ужасном качестве.

Разрушительные процессы налицо — об этом многие говорят. Последние годы я считаю нулевыми для белорусского балета. На одних переносах и возобновлениях далеко не уедешь. Нужно создавать новые и оригинальные произведения, а не жить перелицовыванием и переносами уже давно известных.

Вообще, театр сейчас напоминает барина и челядь. Безграмотный в искусстве барин управляет челядью.

— Но при этом всех все устраивает. Артисты довольны, залы полные…

— А чему тут удивляться? Люди работают по договору и молчат, потому что боятся потерять место, остаться без средств к существованию в это непростое время.
Хотя только за прошлый год из театра уволилось 18 артистов балета — по разным причинам, я подчеркиваю.

Что касается заполняемости зала, то на балет белорусская публика стала ходить еще 30 лет назад, а не только в последнее время. И купить билет на балет всегда было непросто. А на опере как были еще в мое время неполные залы, так и остались.

Кто даст денег на балет?

— Вы когда-то говорили, что готовы создать новый современный белорусский балет.

— Говорил. Но, к сожалению, никто не услышал.

— А может ли балет быть антрепризным?

— Может. Но для того, чтобы его создать, нужны большие деньги. У меня их нет.

— Мне кажется, вы могли бы получить какой-то грант…

— Может, адрес дадите, в какую дверь постучаться? На начальном этапе для создания антрепризы нужны очень большие средства — на костюмы, декорации, найм артистов, зарплаты художникам, репетиторам. То есть не все так просто. Это не драма, когда на сцене можно поставить стол, стул и играть. Балетный театр — очень затратное дело.

— Анастасия Волочкова как-то же устраивает свои выступления…

— Во-первых, она не хореограф. А во-вторых, у нее есть средства и спонсоры. А в Беларуси на частных спонсорах, как мне кажется, далеко не уедешь — они практически не вкладывают деньги в балет.

— Какие проекты в ближайшем будущем будете реализовывать за границей?

— Я ставлю в Токио «Лебединое озеро» с трагическим финалом. Премьера запланирована на 15 марта.

— Вы когда-то хотели поставить «Анну Каренину»…

— Да, у меня много нереализованных идей. Надеюсь, буду жить долго и исполню все свои мечты.

Про юбилей забыли?

— Студенты не спрашивают, почему вы не ставите в Беларуси?

— Мне кажется, я просто не совместим с нынешней дирекцией Театра оперы и балета. У нас слишком разные взгляды на искусство.

— Белорусский балет до сих пор ассоциировался с вашим именем. А сейчас?

— С именами Рылатко, Гридюшко и Трояна. Это большие профессионалы своего дела! [Смеется]

— Вы входите в так называемый культурный совет при Совмине. Наверняка на каких-то заседаниях встречаетесь с министром культуры Павлом Латушко. Если не путаю, он говорил, что вы без работы не останетесь…

— Министр культуры занимает странную позицию…

— На мой взгляд, он любит появляться там, где праздник и все нарядные. А если какие проблемы или скандалы — так Пал Палыч всегда «как бы не в теме».

— Мы несколько раз с ним встречались, обстоятельно разговаривали, обсуждали многие проблемы, но это не привело ни к каким результатам.

— Вы сказали, что регулярно ходите в Русский театр. Там совсем недавно был творческий вечер Бориса Луценко, а до этого целую неделю шли спектакли, которые он поставил…

— Хотите спросить, запланирован ли какой-то вечер в мою честь в Театре оперы и балета?

— Да, именно об этом.

— Театр к моему юбилею не запланировал показа моих спектаклей, как это сделали в Русском театре для Бориса Луценко. И даже в день моего юбилея не идет спектакль, которым могли бы меня поздравить.

Я вообще ничего не жду от театра в день своего юбилея. Потому что в последние годы некоторые усиленно делают вид, что меня уже нет. Думаю, в лучшем случае отделаются телеграммкой, а в худшем — не заметят юбилей человека, который все-таки многое сделал для белорусского балета. Я 35 лет отдал этому театру…

Добрых слов много не бывает!

— А как, кстати, собираетесь 65-летие праздновать?

— В семейном кругу.

— Возраст не напрягает?

— Жизнь прекрасна и удивительна! Когда в зеркало смотрюсь, понимаю, конечно, что уже не первой молодости человек. Но по натуре, по чувствам — я очень живой и динамичный. Очень люблю жизнь, поэтому своего возраста не замечаю.

— Меню и список гостей уже составлены?

— Будут только близкие мне люди. Про меню не знаю — об этом думают супруга и дочка.

— Каких подарков ждете?

— Я вообще не люблю подарки. Можно сказать, отношусь к ним безразлично. На мой взгляд, подарки напрягают людей, которые вокруг тебя, а я не хочу кому-то лишний раз доставлять беспокойство. Мне достаточно доброго слова…

Марина Коктыш, «Народная Воля»
Фото из собственной коллекции Валентина Елизарьева


ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

Балет Весна священна ли..?15
июня
Премьера современного балета «Весна священна ли..?» театра танца SKVO’S Dance Company
добавлено 25 мая 2017
Хореографическое шоу «Великий Гэтсби» («The Great Gatsby»)28
октября
Хореографическое шоу «Великий Гэтсби»
добавлено 20 июня 2016
otkrytye-dveri-teatra-opery-i-baleta26
мая
День открытых дверей в Театре оперы и балета Беларуси
добавлено 3 мая 2016
balet-v-minske-s-nulya
Где в Минске взрослые с нуля могут обучиться балету?
добавлено 5 января 2016
Показать больше материалов
comments powered by HyperComments