Яна Штангей танцует от души, как для мамы

Спартанцы
Автор: Aikis
27 июня 2013 0

За выступлением этой хрупкой 18-летней теперь уже балерины на танцевальном «Евровидении 2013» с гордостью следил чуть ли не каждый поклонник классической и современной хореографии. Белорусская участница конкурса Яна Штангей хоть и не взяла гран-при, но покорила своей подготовкой даже победителя конкурса. Секрет очарования прост — юная танцовщица выступает перед зрителями от всего сердца.

— Яна, ты занимаешься танцами с 4-х лет. Это была сразу классическая школа или другие направления?

— Нет, ничем другим не занималась, сразу пошла в хореографическую школу, в подготовительный класс. Хотя там в основном игры, а не танцы. Потом нас перевели в 1-й класс, где мы уже и начали заниматься классикой. С тех пор классика каждый день: позиции рук, ног, работа у станка…

— Насколько мне известно, ты приехала к нам из Харькова — достаточно танцующего города, как и вся Украина в целом. Почему же именно Минск?

— В Харькове у нас было много танцев. Ещё совсем маленькие были, но уже танцевали спектакли, ездили за границу. Однако мне не хватало академичности. Вот всего того, что есть в классике: первая позиция, выворотность и так далее. И только когда сюда приехала, меня научили, как надо правильно танцевать.

Вообще, правильности исполнения элементов надо учить с малых классов, а у меня всё наоборот получилось. Сначала я выучила пируэт, фуэте, а потом сюда приехала и научилась всё это делать правильно.

— Сколько времени ты уделяешь танцу?

— Каждый день классика, кроме воскресенья. А там или дуэты, или народный, или современный… До 5-ти вечера. А потом ещё могут быть какие-то дополнительные репетиции. Допустим, если хочешь поучаствовать в конкурсе, то надо много ходить репетировать. Или в театр ходить. [Национальный Академический Большой Театр Оперы и Балета РБ — прим.автора] Там есть молодые танцующие педагоги, артисты балета, которые помогают и работают с детьми из колледжа. Мы приходим к ним как на уроки. Поэтому, если есть что-то дополнительное, то получается намного больше работы.

Вот, например, когда готовилась на Варну, могла репетировать каждый день до 9-ти вечера. Утром занималась в хореографическом колледже, а потом отправлялась в театр и ещё репетировала.

— Классика утром, классика вечером. Не хотелось бы разнообразить репертуар каким-нибудь другим танцевальным направлением?

— Что-то более современное хочется иногда танцевать. Но больше всего я люблю классику. Это мое, это навсегда. Классика всегда интересна. Вот спектакль — это, получается, целая жизнь. Всё нужно прожить самому, всё придумать. Это очень интересно. Сцена, декорации, шикарные костюмы, такое всё яркое!

— Таким же ярким зрители увидели и твоё выступление на танцевальном Евровидении 2013. Расскажи, как проходил отбор на конкурс? Почему выбрали именно тебя?

— Сначала в Польшу отправили 2 видео: мою вариацию и ещё одной девочки. Кого отправлять, решал наш художественный руководитель. Выбрали меня. В некоторых странах отборы проходили, а вот у нас всё было полегче.

— Что ты почувствовала, когда узнала, что будешь представлять Беларусь на конкурсе?

— Если честно, я сначала вообще не понимала, куда еду. Я думала, это обычный конкурс артистов балета. А потом мне сказали, что там нужно будет танцевать современный танец, что только одну вариацию, что будут на месте ставить номер и ещё в конце на дуэль нужно будет придумать что-то свое…

— Все танцевали contemporary, а ты вышла с классической постановкой. Не было ощущения, что попала не на свой конкурс?

— Немного не по себе сначала было. Но потом я прочла в биографии одного из членов жюри, директора варшавского театра, что он хочет посмотреть, как участники танцуют разные стили. И я подумала, что, возможно, это будет даже хорошо для меня.

— Сильно волновалась перед выступлением? Вдь на тебя смотрела вся Европа.

— Конечно! Я подумала: «Аааа, сейчас на меня миллионы людей смотрят!» Представила, как в Украине сидят мои родители и смотрят на меня, видят прямо сейчас, как я танцую. И это так классно, я танцевала для них!
Но больше, чем обычно, волнения не было. Я всегда волнуюсь, когда выхожу на сцену.

— А как справляешься с волнением?

— Я представляю, будто никто не понимает, что я делаю на сцене. А главное — надо улыбаться. [смеется] Вообще, лучше танцевать как всегда, как на репетиции. Не делать больше, чем ты можешь. И главное — играть, чтобы зрителям было интересно смотреть.

— Что ты можешь рассказать о других ребятах, участниках конкурса? Подружились?

— Однозначно все были дружелюбными, никто не задирал нос. Я сначала думала, что туда одни звезды приедут какие-то, но все были милые, добрые. Даже грустно уезжать было.

Точно могу сказать, что все были разные. Седрик даже хотел ещё станцевать со мной в дуэте. Мне это было так приятно. Также хочу поблагодарить мою сопровождающую в Гданьске — девушку Надежду. Если бы не она, я бы, наверное, не справилась сама. Она всегда поддерживала.
Организовано всё было хорошо. Но было слишком много репетиций. Так всё расписано, что абсолютно не было свободного времени. Это немного напрягало.

Всё болело, потому что я мало занимаюсь современной хореографией. Там другие мышцы работают. Сложновато было. Надо было думать, всему учиться заново. Непривычно.

— Видимо, нелегко было и работать над вашей общей постановкой на танцевальном Евровидении…

— Мы танцевали сообща, но каждый был индивидуален. Каждый делал свои движения, и только иногда мы танцевали вместе, совсем маленькие кусочки, которые показывали нас с разных сторон. Кто сильный, кто мягкий. Было очень приятно работать, интересно. И мальчики крепкие, делали все поддержки.

— Как тебе больше нравится танцевать: сольно или в группе?

— Если говорить про балет, то в группе нужно всегда держать линию. В кордебалете нужно всё делать вместе, смотреть за каждым, кто куда повернулся, должна быть одинаковая высота рук, ног. Нужно иметь глаза сзади, спереди, по краям. А когда ты солист и пойдешь куда-то неправильно, то зрителю это всё равно не будет понятно. Но, конечно, у солистов больше техники, всяких поддержек. Всегда больше смотрят на солистов, кто впереди танцует. Они должны передать всю суть балета.

— Расскажи про финальную дуэль. Некоторым показалось, что это было отрепетировано.

— Было поставлено только начало. Никто не знал, кто пройдет. На репетиции выходили ребята из BalletBoyz и показывали нам, как нужно делать. Т.е. репетировали начало, прошли круг, а дальше самостоятельная импровизация. Кто что хочет, то и танцует. Когда я это узнала, была в шоке! Потому что надо ещё что-то придумать. А там всё сами придумывали, нам только рассчитали 16 счетов под музыку для каждого выхода. И вот под неё надо было всё поставить.

Я бы выступала с хореографией из модерна. У меня есть пару номеров модерна, вот придумала из них выходы, что-то совмещала.

— Как тебя встретили, когда вернулась в Минск?

— Меня встретила подруга с букетом роз. И ещё меня встретили камеры. А мой молодой человек в это время был на конкурсе артистов балета в Москве в Большом театре и он не смог встретить. Но каждый день СМСки, скайп.

— Буквально сразу после возвращения с конкурса тебя ожидали 2 выпускных экзамена в колледже. Неужели автоматом не поставили?

— Нет, нужно было сдавать. Но мы готовились целый год, так что всё было почти готово. Хотя перед экзаменом в дуэте у меня не было ни одного урока. Нужно было делать комбинацию с партнером и потом танцевать адажио из Лебединого озера. Станцевали нормально, не считая того, что я зарядила своему партнеру в нос )). Но за этот номер получила 10 баллов. По народному танцу было 9.

— Чем планируешь заниматься дальше, после окончания колледжа?

— Дальше планирую поехать на море, хорошо отдохнуть, а потом начать мою работу. Меня взяли на работу в театр, буду танцевать. Теперь уже спектакли, репетиции — не уроки. Урок будет для сцены. Думаю, будет интересно. Потому что урок для экзамена — это не так интересно, как для большой сцены, для вариации, для спектаклей разных.

— Чем-нибудь увлекаешься, кроме танца?

— На меня постоянно какие-нибудь мысли находят. Я что-нибудь поделаю, потом переключаюсь на другое.

Например, могу сама сделать диадему для выхода на сцену. Ещё музыку люблю слушать, фильмы смотреть. После работы, после танцев просто хочется прийти домой, полежать и в спокойной обстановке фильм посмотреть. Иногда готовлю.

Но вообще, времени так особо не хватает. А ещё в детстве я всегда смотрела по телевизору проект «Танцуют все» и мечтала попасть на него.

— Что же мешает?

— Мне вот только 18 лет исполнилось, и уже как-то не получается. Уже надо работать, а телевизионные проекты как-то не вписываются в мои планы.

— Когда-нибудь появлялось желание бросить танцы?

— Нет, такого никогда не было. В классике такого делать нельзя! Сразу выходишь из формы. Вот поэтому каждый день нужно урок делать. Полтора часа у станка, на середине, прыгать, прыгать… и потом танцевать. Но без урока никак нельзя танцевать на сцене, никак. Всё должно быть разогрето. Если неделю не позаниматься, то уже потом чувствуешь, что ноги тяжелые, мышцы болят.

— Выходит, что если уже начал заниматься классикой, то нужно понимать, что это серьезно…

— Да, если не уверен в этом, то зачем продолжать? А если уверен, то нужно работать на полную силу, отдаваться этому делу. И это занимает очень много времени.

— Что ещё ты пожелаешь танцорам?

— Главное — танцевать от души. Конечно, техника тоже важна, но если техника будет с простым, кислым выражением лица, то никому не интересно будет смотреть на это. Надо танцевать от души, как для мамы.

Беседовал Aikis


ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

Балет Весна священна ли..?15
июня
Премьера современного балета «Весна священна ли..?» театра танца SKVO’S Dance Company
добавлено 25 мая 2017
Хореографическое шоу «Великий Гэтсби» («The Great Gatsby»)28
октября
Хореографическое шоу «Великий Гэтсби»
добавлено 20 июня 2016
otkrytye-dveri-teatra-opery-i-baleta26
мая
День открытых дверей в Театре оперы и балета Беларуси
добавлено 3 мая 2016
balet-v-minske-s-nulya
Где в Минске взрослые с нуля могут обучиться балету?
добавлено 5 января 2016
Показать больше материалов
comments powered by HyperComments