Средний человек воспринимает танго как необыкновенно эксцентричный танец, и, вероятнее всего, считает, что им предельно трудно овладеть. На самом деле движения танго освоить гораздо проще, чем шаги квикстепа или фокстрота, но есть в «стиле» и «характере» танго нечто ускользающее — то, что обычно называют «атмосферой» танго.
Характер и манера исполнения танго придают этому танцу самобытность, идущую из глубины столетий.
Музыка танго сама по себе настолько привлекательна, что средний танцор получает хорошее вознаграждение за время, потраченное на изучение нескольких простых основных фигур. Сильные танцоры, которые побеспокоились о том, чтобы проникнуться ускользающей атмосферой танго, получат подлинное удовольствие от правильной интерпретации, несомненно, одного из самых очаровательных танцевальных ритмов. Особенностью мелодий танго, которые используются на конкурсах бальных танцев, является то, что наиболее яркие и характерные из них исполняются без слов.
Танго представляет собой особый тип танца, абсолютно отличный от других стандартных бальных танцев. Манера поддержки в значительной степени зависит от способностей танцора, но для любого из них желательно знать инструкции о поддержке, положении стоп и характеристики основного шага.
Очень часто партнёрше недостаёт уверенности партнёра. Это происходит тогда, когда партнёр ещё не овладел фигурами танца и их комбинациями и поэтому не может сконцентрироваться на ведении партнёрши. Будьте уверенным, действуйте решительно, даже если начали неверное движение и стремитесь к тому, чтобы партнёрша знала, каким будет ваш следующий шаг, тогда она будет двигаться за вами.
Построение танго сравнительно простое благодаря использованию многочисленных основных шагов, которые дают танцору время подумать, какую фигуру использовать после них.
Характерными чертами танго являются подчёркнуто чёткий ритм шагов, обилие левых поворотов и променадов, изменение направлений, противопоставление эмоционально наполненных динамичных фигур и сдержанных, но выразительных поз.
Партнеры держатся в танго на значительно более близком расстоянии, чем в подвижных танцах. Дама немного смещается к правому боку кавалера, однако она не должна переусердствовать. Кавалер заводит руку чуть дальше вокруг спины дамы. Чтобы добиться правильного положения вытянутых рук, встаньте в позицию и левой рукой выполните обычную поддержку, как в фокстроте. Теперь кавалер должен немного притянуть свою левую руку к себе и немного ее опустить. Движения должны выполняться от локтя, подвижно только предплечье. В соответствии с этим изменением даме следует немного опустить локоть вслед за движением кисти руки. Однако кавалер должен стараться удерживать свой локоть в обычном положении.
Благодаря положению корпуса в танго (чуть больше к правой стороне кавалера) даме удобнее положить свою левую кисть несколько дальше сзади на правую руку мужчины или фактически опираться кистью на его спину, прямо под его подмышкой.
В танго равновесие и распределение веса тела такие же, как в других танцах, но есть одна-две важных особенности основного шага, о которых следует упомянуть.
- 1. Колени. Колени сохраняют несколько расслабленное положение в течение всего танца. Чтобы в полной мере осознать это, танцор должен вспомнить, что в других танцах при шаге предельной длины, когда нога полностью вытянута, колено сравнительно прямое. В танго при исполнении основного шага стопы немного приподняты от пола (см. замечание 2), и когда на полном длинном шаге стопа касается пола, колено немного сгибается, в отличие от подвижных танцев, хотя мускулы ноги достаточно напряжены, чтобы избежать любого намека на «падение» или смягчение при перенесении на них веса тела. Естественно, рабочая нога согнется больше при переносе в переднюю позицию, и следует позаботиться о том, чтобы не слишком расслаблять колено опорной ноги, иначе получится «забавное» движение «вверх-вниз».
- 2. Постановка стоп. В танго на всех шагах основного шага стопы при постановке в позицию лишь немного поднимаются от пола. Конечно, эти движения полностью отличаются от скользящих движений в других танцах. Следует постараться не преувеличивать эту особенность. Предпочтительнее, чтобы подушечка рабочей стопы скользила по полу почти до касания с опорной стопой, прежде чем немного оторвется от пола и займет нужную позицию, изменив направление. Сильные танцоры также должны следить за тем, чтобы в результате изгиба основного шага влево вес тела перешел на левое ребро обеих стоп при движении вперед и на правое ребро при движении назад.
- 3. Резкость. Ломаные движения основного шага получаются путем задержки движения стопы, на которую не падает вес тела. Если шаг вперед выполняется с правой стопы, необходимо немного задержать движение левой стопы, а при ее перемещении вперед ускорить, чтобы она заняла позицию на следующий такт музыки. Не задерживайте ногу сзади слишком долго, иначе в результате движение всего корпуса утратит плавность.
Поскольку эти три момента применимы также при основном шаге назад, необходимо учитывать, что обратно двигаться гораздо труднее, поэтому необходимо «прочувствовать» все, о чем говорилось в замечаниях 2 и 3. А все из-за того, что носок касается пола первым. Некоторые могут добиться более характерного движения, начиная его с пятки. Не следует делать попыток поднимать стопу вверх при шаге во всю длину, а затем «прибивать» ее к полу, пытаясь добиться резкости движений в основном шаге назад.
Все шаги должны быть средней длины, не короткими. Не следует делать их такими же длинными, как в подвижных танцах. Шаговое движение начинается от бедра, а не только от колена, но махи, как в других танцах, не используются.
Танго в основном состоит из отрывистых движений. Опытные танцоры делают танго более красивым при помощи резких движений, но то, как они этого достигают, часто не понятно начинающим танцорам. Быстрые движения, которые затем неожиданно и чётко прерываются, усиливают эффектность танца, поскольку глаза зрителя продолжают ещё некоторое время по инерции следить за движением. Как и резкие повороты головой, отрывистые движения стаккато являются хитрой визуальной уловкой, и этому следует обучаться под руководством опытного педагога. Если же танцоры пытаются освоить этот стиль самостоятельно, то, как правило, делают слишком сильный акцент на выполнении резких движений, что не совсем украшает технику танца.
История Танго
Считается, что испанские мавры танцевали его еще в XV веке. После того как завоеватели покинули Пиренейский полуостров, танго переняли цыгане, затем цыганские племена, переселившиеся в Южную Америку, внедрили там его па, которые сразу же были подхвачены местным населением. Там, а особенно в Аргентине, танец получил широкое распространение и под влиянием других ритмов, а более всего — от темпераментных ритмов кубинской хабанеры, приобрел новые черты. Аргентина — незнакомая далекая земля, куда в поисках хлеба и работы потянулись эмигранты, тысячи голодных испанцев, арабов, славян, французов, а больше всех — итальянцев («итальяно» сокращенно «тано»). Позже словом «тано» аргентинские жители гаучо и креолы начали называть любого иностранца, кто приезжал в их «пампу» в поисках заработка и счастья. Так в 80-х годах XIX века родился новый музыкальный ритм, названный в честь поселенцев «тано» — «Танго». Андалузийское танго породнилось с креольским тан-го-милонга, итальянским танго-апаш.
Существует также и такая версия, что танец танго произошел от африканского танца тангано, завезенного в Латинскую Америку вместе с рабами-неграми. Родиной танго называют себя многие страны: Бразилия, Мексика, Боливия, Аргентина, Парагвай, Куба, Испания. Но, основываясь на убедительных музыкальных и исторических документах, правительство Аргентины приняло в январе 1978 года решение и издало специальный декрет о том, что день 11 декабря объявляется Национальным днем танго.
Теперь аргентинцы и все почитатели танго ежегодно отмечают праздник танца, музыки и песни — День танго. Из сельской местности танго проникает в городские предместья и в портовые районы Буэнос-Айреса, где танго танцевали сначала только мужчины. В портовых тавернах танго рыдало, стреляли пистолеты, сверкали ножи, лилась кровь; танго перестало петь о потерянной родине, оно стало петь о любви.
Примечательна история о легендарном аргентинце Пибе (Эрнесто) Понсио, который «популяризировал» танго, держа в одной руке скрипку, в другой — пистолет. В его теле застряло больше пуль, чем может находиться в обойме пистолета. Он отсидел за пропаганду танго 6 лет в каторжной тюрьме. Ему пришлось бы отсидеть 46 лет, если бы не очередной политический переворот. Эрнесто был первым композитором, провозгласившим танго самостоятельным жанром эстрадной музыки. Многие композиторы в своем творчестве, в том числе прославленный Альбенис, обратили свое внимание на яркую находку в мире музыки и танца.
Примерно в 1909 году танго перекочевало в Европу, будучи воспринятым как новый модный бальный танец, и сразу вступило в единоборство с поборниками нравственности и морали, которые указывали на его «эротизированный» характер, на близкий (тесный) контакт в паре во время исполнения. Римский Папа Пий X, несмотря на протесты клерикалов, вынужден был признать, что танго — вполне пристойный танец.
В это же время танго пересекает границы России, где поначалу встречает яростное сопротивление со стороны духовенства. В начале XX века в Москве и Петербурге (затем в Петрограде) открываются танго-салоны, кафе-танго. В театре-саде «Буфф» (Петербург) было открыто танго-кабаре, где танго исполнялся танцорами, музыкантами, певцами и даже чтецами.
К 1930 году первоначальное танго претерпело большие изменения в связи с появлением новых танцевальных залов. В результате возникло современное танго, которое в настоящее время является одним из распространённых танцев, исполняемых на чемпионатах. Слово современное в его названии указывает на то, что оно отличается от первоначального подлинного стиля аргентинского танго. Следует отметить, что техника современного танго довольно сильно отличается от техники других общеизвестных танцев. Особенность этого танца в том, что не свинговый танец, в отличие от вальса, квикстепа и медленного фокстрота, его исполняют ровно и поэтому новичкам легче овладеть современным танго.
Французский хореограф и композитор Камиль де Ри-наль обработал движения танца из Аргентины в традициях французской бальной школы, что сделало танго доступным большому количеству любителей танца.
Со временем «танец страсти» потерял свою излишнюю чувственность, позиция в паре стала более «бальной», танец приобрел акцентированный характер. Фигуры танго стандартизированы, и танец входит в Международную программу соревнований по европейским танцам.
По материалам книг:
Алекс Мур — Бальные танцы
Е.В.Диниц, Д.А.Ермаков, О.В.Иванникова — Азбука танцев
Серия книг «Шаг за шагом» — Учимся танцевать танго