Дмитрий Светлов: «Каждый танцор должен быть актёром»

Спартанцы
Автор: Мария Ерема
30 ноября 2011 12

Он пожертвовал собой ради танца. Он танцует дольше, чем некоторым из нас лет. Вместо наручных часов он носит плейер iPod. Он выступал на одной сцене с Аллой Пугачевой и решительно настроен только на лучшее.

Знакомьтесь, Дмитрий Светлов – постановщик танцевальных street-шоу, преподаватель и руководитель танцевального коллектива «Storm».

— Дима, расскажи, пожалуйста, с чего началась твоя танцевальная карьера?

— Переехав из Мурманска в Иркутск, родители отдали меня в лицей, в котором был кружок бальных танцев. Позанимавшись неделю, я решил, что уже умею танцевать, и сразу принял участие в соревнованиях. Однако оттоптал партнёрше все ноги и понял, что это не моё.

А в 8 лет родители привели меня в детский эстрадный коллектив. Конечно, уже в детстве мне нравилось танцевать, выступать на сцене, для меня это было важно.

В 14 лет выступал со звёздами в концертном зале «Россия». Это был мой звёздный час, не многие могли себе такое позволить.

Однако все детские коллективы существуют до 16 лет, а потом нужно решать, куда идти дальше. Поэтому я оставил танцы и два года занимался рукопашным боем для поддержания духа.

Когда в возрасте 18 лет мы с семьёй переехали в Минск, то я почувствовал, что чего-то не хватает. Получил специальность повара-кондитера. Поработал поваром, но не понравилось, и решил снова попробовать потанцевать.

Так моим первым преподавателем по хип-хопу стала Елена Воробьёва, клуб «Аллигатор».

Дмитрий Светлов

— Ты помнишь, с какими трудностями пришлось столкнуться, когда пошёл танцевать?

— На самом деле, в 8 лет у меня не было трудностей. Это было счастливое детство.

А вот когда спустя два года занятий рукопашным боем вернулся в танцы на уличный стиль, то было трудно «раскачать» себя: после классической подготовки с прямой спиной сложно «поломать» себя. Также можно столкнуться с трудностями при поиске хорошего преподавателя, но мне подсказали. Я знал, что на то время школа «Аллигатор» (Black Fox) была сильная, и базу мне дали нормальную.

Хотя, если бы мне и не подсказали хорошего преподавателя, то я бы долго искал его. Я разбираюсь в том, умеет ли преподаватель подать информацию или нет, умеет он танцевать или не умеет. Кстати, иногда достаточно, чтобы хореограф просто умел хорошо танцевать. Даже если он плохо объясняет, а вы умеете копировать движения, то научиться танцевать возможно и так. Но это дано не каждому. Если же преподаватель ещё и объяснять хорошо умеет, тогда вы научитесь танцевать ещё быстрее.

— Теперь ты уже сам преподаешь. На что ты делаешь акцент во время своих тренировок?

— Для новичков начинаю с самого нуля, раскачиваю корпус, даю основу хип-хопа. Примерно полгода нужно просто нарабатывать базу, а дальше уже можно будет танцевать что угодно.

Если ученик будет ходить на все тренировки, то за полгода его уже можно чему-нибудь научить, научить двигаться на любительском уровне. А чтобы научить танцевать, то нужно потратить год, не меньше. Всё это ерунда, когда школы танцев пишут, что научат танцевать за 2-3 месяца. Я в это не верю. А тем более научить танцевать «деревянного» человека, который никогда не двигался. Пока он разовьёт свои мышцы, то пройдёт много времени. Можно достичь хороших результатов за полгода, если заниматься один на один с преподавателем, но когда занятия проходят в группе, то преподаватель просто не успеет всем указывать на все их ошибки.

А если танцор хочет развиваться дальше, то нужно только пахать и посещать мастер-классы.

— Значит, ты поддерживаешь точку зрения Александры Ошурко, что начинающим танцорам не следует посещать мастер-классы?

— Да. По моему опыту, сначала нужно получить базу, вам должны поставить правильно корпус, а потом можно идти и на мастер-классы. Если же вы ещё не освоили базу и пошли на классы, то вы просто выучите связку, но по стилистике она не будет смотреться так, как надо.

Какой бы стиль танца вы ни учили, сначала нужно подготовить себя, а уже потом идти на мастер-классы.

Бывает, смотришь, на улице танцуют дети без базы, и думаешь: «Ну, деревянные совсем. Зачем вы вышли танцевать на улицу, пугать людей?» Это не Хип-Хоп.

— А если заниматься одновременно несколькими стилями танца, то это ускорит развитие?

— Да, думаю, это поможет. Если взять Америку, то они занимаются всем. Там профессионалы берут мастер-классы в разных стилях. Всю базу им уже дали в детстве. Но у афроамериканцев танец в крови.

На Западе вообще всё миксуют, даже не понятно, что именно танцуют, границ никаких нет. Сейчас контемп и хип-хоп очень сильно перемешиваются. Смотришь на их танцы и просто изумляешься.

— В каком возрасте ты бы посоветовал начинать танцевать?

— Как говорится, танцевать никогда не поздно. Но чем позже начнёшь, тем будет сложнее. Если решите заниматься профессионально, то придётся закрываться в классе с хореографом и не вылазить. Именно поэтому в танцы часто набирают детей.

— Предположим, что человек пришёл на первые уроки танца не совсем поздно. Какие основные ошибки может совершить начинающий танцор?

— Иногда начинающие ученики плохо слушают преподавателя, отвлекаются. Также многие совершают большую ошибку в том, что ленятся: ожидая преподавателя, они садятся и ничего не делают сами. А ведь можно размяться, повторить какую-то связочку. Постоянно приходится заставлять. Если вы хотите танцевать, то почему сами этого не делаете? Нужно задаться вопросом, для кого вы ходите на тренировки. Лениться не стоит. Если хочешь чего-то добиться, то нужно приложить к этому много усилий.

Преподаватель даст хореографию и поставит правильно ваше тело. Но стилистику танца нужно искать самому, искать что-то интересное даже в одежде.

Дмитрий Светлов

— То есть на внешний вид и одежду во время танца ещё обращают внимание?

— Когда одежда стильно смотрится, то и на танцора смотреть интереснее. Внешний вид тоже многое даёт, помогает передать характер танца. Было бы круто, если бы и на тренировку все приходили стильными. Это и атмосферу улучшает, и сразу видно, как движения смотрятся в этой одежде. Ищешь что-то своё, играешь уже не только с телом, но и с одеждой.

Я бы смотрел на европейских или американских танцоров, как они одеваются, как двигаются в этой одежде и как это смотрится. Если не можешь придумать что-то своё, то смотреть нужно обязательно.

— Как ты считаешь, где лучше развиваться: в коллективе или сольно?

— Не могу сказать, что лучше.

Если у тебя не будет своей фишки, своей стилистики, то в коллективе будешь как все. Очередной клон без собственного стиля и индивидуальной искры. И если после этого начать танцевать сольно, то будет сложно. Придётся потратить много времени, чтобы «поломать» себя.

А у человека, который изначально занимался самостоятельно у разных преподавателей (заранее получив базу, конечно), появляется своя манера, свой style, даже своя причёска. На сцене это ценится, тем более сейчас.

Ещё в коллективе развивают актёрское мастерство. Я считаю, что для танцора это самая важная вещь. Причём развивать актёрское мастерство лучше с детства. Чем мы старше, тем более стеснительными становимся. У детей же вся мимика на лице, и если с ними заниматься, то она останется. А без мимики танец вообще может потерять смысл. Каждый танцор должен быть актёром.

«У нас можно давать нормальную хореографию, но нужно ли?»

— Исходя из твоего рассказа, можно сделать вывод, что танец для тебя значит очень много.

— Да, сейчас он занимает в моей жизни первое место, это моя работа. Я взял на себя большую ответственность руководителя танцевального коллектива «Storm». Думаю, это имя нужно развивать.

Благодаря танцу, у меня поменялось мировоззрение: уже начинаешь думать, как сделать так, чтобы куда-то съездить потанцевать, сделать себе рекламу. На мне сейчас и сам танец, и организационные моменты, и даже костюмы. Бывает, сидишь в университете (учусь на хореографа в Институте Культуры), а все мысли о работе, чего бы ещё такого интересного сделать.

Пришлось пожертвовать собой, своим организмом, иногда не хватает сил, не высыпаешься. Конечно, тяжело быть одновременно и хореографом, и администратором, но это достаточно интересно и даёт опыт. Сейчас я работаю на имя, а потом оно будет работать на меня.

— Дима, а когда ты начал преподавать, то изменилось ли каким-то образом восприятие танца?

— Да. Появилась ответственность. Начинаешь понимать, что никакое стеснение и волнение на тренировке не приемлемо. Необходимо, чтобы ученики чувствовали в тебе уверенность, особенно когда работаешь с профессионалами. Нужно быть строгим, даже немного чёрствым. Но перегибать палку не стоит. А ещё преподаватель должен обладать чувством юмора: иногда нужно пошутить, разрядить обстановку.

— Ты упомянул о профессионалах. Кто они и что должны уметь?

— Я считаю, что профессиональный танцор — это человек, который танцует в разных стилях. Пусть даже не на высоком уровне, но он знает базу и стилистику того или иного танцевального направления. Профессиональный танцор занимался классическим танцем, у него поставлен корпус и на сцене он работает не только телом, но и мимикой, эмоциями. Если нужно поставить какой-то новый танец за неделю, то профессионал сумеет подготовить своё тело и станцевать на хорошем уровне. Это раньше профессионалом считался тот, кто танцует в одном стиле, в котором он совершенен. А сейчас мы в XXI веке. Теперь главное — взять больше информации, потому что существует большая конкуренция и необходимо много-много чего уметь делать.

Дмитрий Светлов

— У нас, в Беларуси, тоже есть конкуренция?

— С кем здесь конкурировать? Все друг друга знают, всем известно, кто как танцует. А на различных белорусских ТВ-проектах в подтанцовках в основном участвуют танцоры из Института Культуры.

Основными конкурентами по танцевальному уровню шоу для себя вижу «Black Fox». Они мощные. Хотя, если всмотреться, то есть много минусов: одна и та же хореография; за такие деньги можно было нормальные костюмы сшить и поставить хорошее шоу.

Да, многое зависит от денег. У нас можно давать нормальную хореографию, но нужно ли? Зачем утруждаться, если можно поставить самую лёгкую хореографию, и люди будут хлопать? Никому здесь сложные танцы не нужны, потому что почти никто их не поймёт. У нас не много людей, которые профессионально занимаются танцем, которые понимают стилистику хип-хопа, которые развивают контемп.

Профессионально танцевать не каждому дано, а кому дано, тот старается уехать из Беларуси, потому что денег у нас танцем не заработаешь. Если бы у нас были известные преподаватели, на мастер-классы которых люди шли и знали, к кому идут, тогда ещё что-то возможно. А так кого мы знаем? Ну, например, по контемпу есть люди: Ольга Лабовкина (театр танца «KARAKULI») и Дмитрий Залесский и Ольга Скворцова-Ковальская (театр «D.O.Z.SK.I»). По контемпу это два самых сильных наших коллектива. Их руководители настолько сильные, что из «деревянного» человека сделают пластичную кошку и объяснят мельчайшие подробности вашего тела.

— Да, на этих хореографов и их коллективы стоит равняться. А ты сам на кого-нибудь равняешься в танце?

— У меня есть кумир, который появился недавно — Уэйд Робсон (Wade Robson). Беру у него стилистку для шоу. А когда только начинал заниматься уличным танцем, то самым лучшим для меня был польский танцор Войтек Кравчук.

— Кстати, о любителях: как ты относишься к тем танцорам, которые спустя лишь 1-2 года тренировок начинают преподавать?

— Да хе…ово я к ним отношусь, так и напишите. Столько всякой «мелочи» не нужной развелось, просто мусор, которые мешают сильным школам. Была бы моя воля, оставил бы только сильных.

— Давай на этой высокой эмоциональной ноте так же сильно вдохновим танцоров на будущие победы и достижения.

— Не забивайте свою голову только одной информацией, а больше смотрите на новые стили, они все интересны. Общайтесь с людьми, которые больше, чем вы, понимают в танце или в каком-то конкретном направлении, учитесь у них. Чем больше информации вы получите, тем будет лучше.

Я тоже так делал и делаю.

И не нужно зацикливаться на баттлах 1vs1. По моему опыту, баттлы к большому развитию не приводят. Лучше работать на шоу.

Беседовали Aikis и Мария Ерема


ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

Екатерина Погребицкая
Екатерина Погребицкая о танце на пилоне: «Мне хотелось доказать маме, что я могу»
добавлено 4 сентября 2015
Надежда Кашкан
Надежда Кашкан превращает свои слабости в конкурентные преимущества
добавлено 24 января 2014
1
manzalevskij-spartancy-mini
Сергей Манзалевский: «В хореографию идут только ненормальные фанаты»
добавлено 9 сентября 2013
yana-shtangej-mini
Яна Штангей танцует от души, как для мамы
добавлено 27 июня 2013
Показать больше материалов
comments powered by HyperComments