Он пожертвовал собой ради танца. Он танцует дольше, чем некоторым из нас лет. Вместо наручных часов он носит плейер iPod. Он выступал на одной сцене с Аллой Пугачевой и решительно настроен только на лучшее.
Знакомьтесь, Дмитрий Светлов – постановщик танцевальных street-шоу, преподаватель и руководитель танцевального коллектива «Storm».
— Дима, расскажи, пожалуйста, с чего началась твоя танцевальная карьера?
— Переехав из Мурманска в Иркутск, родители отдали меня в лицей, в котором был кружок бальных танцев. Позанимавшись неделю, я решил, что уже умею танцевать, и сразу принял участие в соревнованиях. Однако оттоптал партнёрше все ноги и понял, что это не моё.
А в 8 лет родители привели меня в детский эстрадный коллектив. Конечно, уже в детстве мне нравилось танцевать, выступать на сцене, для меня это было важно.
В 14 лет выступал со звёздами в концертном зале «Россия». Это был мой звёздный час, не многие могли себе такое позволить.
Однако все детские коллективы существуют до 16 лет, а потом нужно решать, куда идти дальше. Поэтому я оставил танцы и два года занимался рукопашным боем для поддержания духа.
Когда в возрасте 18 лет мы с семьёй переехали в Минск, то я почувствовал, что чего-то не хватает. Получил специальность повара-кондитера. Поработал поваром, но не понравилось, и решил снова попробовать потанцевать.
Так моим первым преподавателем по хип-хопу стала Елена Воробьёва, клуб «Аллигатор».
— Ты помнишь, с какими трудностями пришлось столкнуться, когда пошёл танцевать?
— На самом деле, в 8 лет у меня не было трудностей. Это было счастливое детство.
А вот когда спустя два года занятий рукопашным боем вернулся в танцы на уличный стиль, то было трудно «раскачать» себя: после классической подготовки с прямой спиной сложно «поломать» себя. Также можно столкнуться с трудностями при поиске хорошего преподавателя, но мне подсказали. Я знал, что на то время школа «Аллигатор» (Black Fox) была сильная, и базу мне дали нормальную.
Хотя, если бы мне и не подсказали хорошего преподавателя, то я бы долго искал его. Я разбираюсь в том, умеет ли преподаватель подать информацию или нет, умеет он танцевать или не умеет. Кстати, иногда достаточно, чтобы хореограф просто умел хорошо танцевать. Даже если он плохо объясняет, а вы умеете копировать движения, то научиться танцевать возможно и так. Но это дано не каждому. Если же преподаватель ещё и объяснять хорошо умеет, тогда вы научитесь танцевать ещё быстрее.
— Теперь ты уже сам преподаешь. На что ты делаешь акцент во время своих тренировок?
— Для новичков начинаю с самого нуля, раскачиваю корпус, даю основу хип-хопа. Примерно полгода нужно просто нарабатывать базу, а дальше уже можно будет танцевать что угодно.
Если ученик будет ходить на все тренировки, то за полгода его уже можно чему-нибудь научить, научить двигаться на любительском уровне. А чтобы научить танцевать, то нужно потратить год, не меньше. Всё это ерунда, когда школы танцев пишут, что научат танцевать за 2-3 месяца. Я в это не верю. А тем более научить танцевать «деревянного» человека, который никогда не двигался. Пока он разовьёт свои мышцы, то пройдёт много времени. Можно достичь хороших результатов за полгода, если заниматься один на один с преподавателем, но когда занятия проходят в группе, то преподаватель просто не успеет всем указывать на все их ошибки.
А если танцор хочет развиваться дальше, то нужно только пахать и посещать мастер-классы.
— Значит, ты поддерживаешь точку зрения Александры Ошурко, что начинающим танцорам не следует посещать мастер-классы?
— Да. По моему опыту, сначала нужно получить базу, вам должны поставить правильно корпус, а потом можно идти и на мастер-классы. Если же вы ещё не освоили базу и пошли на классы, то вы просто выучите связку, но по стилистике она не будет смотреться так, как надо.
Какой бы стиль танца вы ни учили, сначала нужно подготовить себя, а уже потом идти на мастер-классы.
Бывает, смотришь, на улице танцуют дети без базы, и думаешь: «Ну, деревянные совсем. Зачем вы вышли танцевать на улицу, пугать людей?» Это не Хип-Хоп.
— А если заниматься одновременно несколькими стилями танца, то это ускорит развитие?
— Да, думаю, это поможет. Если взять Америку, то они занимаются всем. Там профессионалы берут мастер-классы в разных стилях. Всю базу им уже дали в детстве. Но у афроамериканцев танец в крови.
На Западе вообще всё миксуют, даже не понятно, что именно танцуют, границ никаких нет. Сейчас контемп и хип-хоп очень сильно перемешиваются. Смотришь на их танцы и просто изумляешься.
— В каком возрасте ты бы посоветовал начинать танцевать?
— Как говорится, танцевать никогда не поздно. Но чем позже начнёшь, тем будет сложнее. Если решите заниматься профессионально, то придётся закрываться в классе с хореографом и не вылазить. Именно поэтому в танцы часто набирают детей.
— Предположим, что человек пришёл на первые уроки танца не совсем поздно. Какие основные ошибки может совершить начинающий танцор?
— Иногда начинающие ученики плохо слушают преподавателя, отвлекаются. Также многие совершают большую ошибку в том, что ленятся: ожидая преподавателя, они садятся и ничего не делают сами. А ведь можно размяться, повторить какую-то связочку. Постоянно приходится заставлять. Если вы хотите танцевать, то почему сами этого не делаете? Нужно задаться вопросом, для кого вы ходите на тренировки. Лениться не стоит. Если хочешь чего-то добиться, то нужно приложить к этому много усилий.
Преподаватель даст хореографию и поставит правильно ваше тело. Но стилистику танца нужно искать самому, искать что-то интересное даже в одежде.
— То есть на внешний вид и одежду во время танца ещё обращают внимание?
— Когда одежда стильно смотрится, то и на танцора смотреть интереснее. Внешний вид тоже многое даёт, помогает передать характер танца. Было бы круто, если бы и на тренировку все приходили стильными. Это и атмосферу улучшает, и сразу видно, как движения смотрятся в этой одежде. Ищешь что-то своё, играешь уже не только с телом, но и с одеждой.
Я бы смотрел на европейских или американских танцоров, как они одеваются, как двигаются в этой одежде и как это смотрится. Если не можешь придумать что-то своё, то смотреть нужно обязательно.
— Как ты считаешь, где лучше развиваться: в коллективе или сольно?
— Не могу сказать, что лучше.
Если у тебя не будет своей фишки, своей стилистики, то в коллективе будешь как все. Очередной клон без собственного стиля и индивидуальной искры. И если после этого начать танцевать сольно, то будет сложно. Придётся потратить много времени, чтобы «поломать» себя.
А у человека, который изначально занимался самостоятельно у разных преподавателей (заранее получив базу, конечно), появляется своя манера, свой style, даже своя причёска. На сцене это ценится, тем более сейчас.
Ещё в коллективе развивают актёрское мастерство. Я считаю, что для танцора это самая важная вещь. Причём развивать актёрское мастерство лучше с детства. Чем мы старше, тем более стеснительными становимся. У детей же вся мимика на лице, и если с ними заниматься, то она останется. А без мимики танец вообще может потерять смысл. Каждый танцор должен быть актёром.
«У нас можно давать нормальную хореографию, но нужно ли?»
— Исходя из твоего рассказа, можно сделать вывод, что танец для тебя значит очень много.
— Да, сейчас он занимает в моей жизни первое место, это моя работа. Я взял на себя большую ответственность руководителя танцевального коллектива «Storm». Думаю, это имя нужно развивать.
Благодаря танцу, у меня поменялось мировоззрение: уже начинаешь думать, как сделать так, чтобы куда-то съездить потанцевать, сделать себе рекламу. На мне сейчас и сам танец, и организационные моменты, и даже костюмы. Бывает, сидишь в университете (учусь на хореографа в Институте Культуры), а все мысли о работе, чего бы ещё такого интересного сделать.
Пришлось пожертвовать собой, своим организмом, иногда не хватает сил, не высыпаешься. Конечно, тяжело быть одновременно и хореографом, и администратором, но это достаточно интересно и даёт опыт. Сейчас я работаю на имя, а потом оно будет работать на меня.
— Дима, а когда ты начал преподавать, то изменилось ли каким-то образом восприятие танца?
— Да. Появилась ответственность. Начинаешь понимать, что никакое стеснение и волнение на тренировке не приемлемо. Необходимо, чтобы ученики чувствовали в тебе уверенность, особенно когда работаешь с профессионалами. Нужно быть строгим, даже немного чёрствым. Но перегибать палку не стоит. А ещё преподаватель должен обладать чувством юмора: иногда нужно пошутить, разрядить обстановку.
— Ты упомянул о профессионалах. Кто они и что должны уметь?
— Я считаю, что профессиональный танцор — это человек, который танцует в разных стилях. Пусть даже не на высоком уровне, но он знает базу и стилистику того или иного танцевального направления. Профессиональный танцор занимался классическим танцем, у него поставлен корпус и на сцене он работает не только телом, но и мимикой, эмоциями. Если нужно поставить какой-то новый танец за неделю, то профессионал сумеет подготовить своё тело и станцевать на хорошем уровне. Это раньше профессионалом считался тот, кто танцует в одном стиле, в котором он совершенен. А сейчас мы в XXI веке. Теперь главное — взять больше информации, потому что существует большая конкуренция и необходимо много-много чего уметь делать.
— У нас, в Беларуси, тоже есть конкуренция?
— С кем здесь конкурировать? Все друг друга знают, всем известно, кто как танцует. А на различных белорусских ТВ-проектах в подтанцовках в основном участвуют танцоры из Института Культуры.
Основными конкурентами по танцевальному уровню шоу для себя вижу «Black Fox». Они мощные. Хотя, если всмотреться, то есть много минусов: одна и та же хореография; за такие деньги можно было нормальные костюмы сшить и поставить хорошее шоу.
Да, многое зависит от денег. У нас можно давать нормальную хореографию, но нужно ли? Зачем утруждаться, если можно поставить самую лёгкую хореографию, и люди будут хлопать? Никому здесь сложные танцы не нужны, потому что почти никто их не поймёт. У нас не много людей, которые профессионально занимаются танцем, которые понимают стилистику хип-хопа, которые развивают контемп.
Профессионально танцевать не каждому дано, а кому дано, тот старается уехать из Беларуси, потому что денег у нас танцем не заработаешь. Если бы у нас были известные преподаватели, на мастер-классы которых люди шли и знали, к кому идут, тогда ещё что-то возможно. А так кого мы знаем? Ну, например, по контемпу есть люди: Ольга Лабовкина (театр танца «KARAKULI») и Дмитрий Залесский и Ольга Скворцова-Ковальская (театр «D.O.Z.SK.I»). По контемпу это два самых сильных наших коллектива. Их руководители настолько сильные, что из «деревянного» человека сделают пластичную кошку и объяснят мельчайшие подробности вашего тела.
— Да, на этих хореографов и их коллективы стоит равняться. А ты сам на кого-нибудь равняешься в танце?
— У меня есть кумир, который появился недавно — Уэйд Робсон (Wade Robson). Беру у него стилистку для шоу. А когда только начинал заниматься уличным танцем, то самым лучшим для меня был польский танцор Войтек Кравчук.
— Кстати, о любителях: как ты относишься к тем танцорам, которые спустя лишь 1-2 года тренировок начинают преподавать?
— Да хе…ово я к ним отношусь, так и напишите. Столько всякой «мелочи» не нужной развелось, просто мусор, которые мешают сильным школам. Была бы моя воля, оставил бы только сильных.
— Давай на этой высокой эмоциональной ноте так же сильно вдохновим танцоров на будущие победы и достижения.
— Не забивайте свою голову только одной информацией, а больше смотрите на новые стили, они все интересны. Общайтесь с людьми, которые больше, чем вы, понимают в танце или в каком-то конкретном направлении, учитесь у них. Чем больше информации вы получите, тем будет лучше.
Я тоже так делал и делаю.
И не нужно зацикливаться на баттлах 1vs1. По моему опыту, баттлы к большому развитию не приводят. Лучше работать на шоу.
Беседовали Aikis и Мария Ерема