Леннарт Вестерлунд - ключевая персона европейской свинговой сцены, создатель шоу-группы The Rhythm Hot Shots (ныне – Harlem Hot Shots), организатор и руководитель танцевального лагеря "Herrang Dance Camp" в Швеции, имеющего уже более чем двадцатилетнюю историю. Леннарт успешно занимается реконструкцией линди хопа 30-х, обладает поистине энциклопедическими знаниями истории джазового танца.
Именно Леннарт Вестерлунд в 80-е годы возродил такое направление свинговых танцев, как линди хоп. Теперь вот уже 30 лет вместе с ним танцуют люди разных национальностей и возрастов.
Увлечение Леннарта свинговыми танцами началось с книг и танцевальных афроамериканских фильмов 1920-1930хх годов, после которых он чётко принял решение заниматься танцами серьёзно, несмотря на то, что родители смотрели на его выбор непонимающе-осуждающим взглядом, сильно сомневаясь в возможности заработать танцами себе на жизнь. Не тратя время, в 1984 Леннарт летит в Нью-Йорк, чтобы встретиться с людьми, которых он видел в кино, и взять у них уроки танцев. Им овладела не просто страсть к свингу, а жгучий порыв сердца, он был полон энергией и силой духа влиться в эту культуру и связать с ней всю свою жизнь. Вестерлунд такой человек, который легко бросается в новую стихию с головой и перестаёт отвлекаться на всё остальное. А ведь до этого у Леннарта была обычная работа служащим в банке.
Обучаясь танцу в Америке, преподаватели Леннарта называли его "Профессором" за то количество вопросов, в основном теоретических, которыми он их заваливал. Вспоминая то время, Вестерлунд отмечает, что форма танца афроамериканцев сильно отличалась от той, в которой он уже танцевал, поэтому чувствовал себя некомфортно и считал себя неспособным, иногда даже "белой вороной". Поставьте себя на место маленького, единственного "белого" шведа среди афроамериканских мужчин и женщин, для которых танец является жизнью, способом их самовыражения. И поскольку Леннарт не мог так просто танцевать, ему было интересно всё, он расспрашивал у преподавателей о таких деталях, о которых они никогда даже и не задумывались; ему нужно было очень много танцевальной грамматики, он постоянно считал счёт, спрашивал "А где четыре? Где семь?". Но, несмотря на то, что вначале было очень сложно, Леннарт втянулся и начал воспринимать танец линди хоп так, как воспринимают его они. С тех пор всё стало на свои места. Леннарт Вестерлунд характеризует себя именно свинговым, или джазовым, танцором, хотя владеет и другими танцевальными направлениями: степом (tap dance), чарльстоном и некоторыми другими. Но свинг – это не только линди хоп. Любой танец, который вы танцуете в атмосфере джаза, можно называть свинговым. Леннарт считает, что научиться танцевать может абсолютное большинство людей. Конечно, найдётся один из тысячи, у которого нет чувства ритма, такта и который не сможет даже маршировать в одной колонне с людьми. Но в целом можно утверждать, что научить танцевать можно любого человека в мире.
Самой танцевальной нацией Леннарт выделяет представителей африканской культуры, поскольку у них танцы связаны с религией и различными обрядами. Когда обучаешь их, то не нужно рассказывать "грамматику" танца, им нужна лишь музыка. Не приходится много говорить - только показывать. У этих национальностей танец является частью культуры с рождения, каждый вносит в свой танец частичку индивидуальности.
Другим людям, например шведам, нужно раскладывать всё по полочкам: "раз, два, три... восемь". Им нужно рассказывать основы. Шведы достаточно зажаты и скромны. Если во время занятий афроамериканец говорит "Ооу, да, давайте танцевать!", то швед скажет "Ууу, подождите, сейчас попробую это сделать...".
Продолжая тему обучаемости танцам, Леннарт считает, что женщины приспосабливаются к танцу немного легче, нежели мужчины, хотя всё это и очень индивидуально. Что касается возраста, то тут как и во многих других сферах: молодым людям проще освоить неизвестные вещи, у них, возможно, больше шансов стать хорошими танцорами. К тому же у молодёжи больше времени, у них ещё нет семьи и/или работы.
Первое знакомство Леннарта Вестерлунда со славянским народом началось с России немногим более 10-ти лет назад.
- Для русского человека было очень странно начать танцевать линди хоп. Но они быстро втянулись, это не оказалось для них проблемой, я увидел, насколько они эмоциональны, увидел их страсть в танце.
В Беларуси же всё только зарождается, здесь люди более зажаты, боятся начинать, осторожничают. В общем-то, вначале и я, как швед, чья страна географически находится так далеко от афроамериканской культуры, чувствовал себя не совсем комфортно, – говорит Леннарт. – Основная часть работы по обучению должна ложиться на плечи местных преподавателей, которые здесь живут, а такие люди как я, всегда успеют приехать. И мы будем приезжать.
Не стоит утверждать, что увлечение свингом, как и другой чужой танцевальной культурой, оказывает негативное воздействие на национальные танцы. Совсем нет причин считать, что свинг или какой-либо другой стиль танца становится единственным интересом танцора. В то же время найдётся очень мало людей, которые танцуют одновременно и национальные, и другие танцы.
После Второй Мировой войны на культуру Швеции и некоторых других стран, отмечает Леннарт Вестерлунд, очень сильно повлияла американская культура.
- Мы смотрели на американцев, как на героев. Причём за последние 60 лет их культура повлияла не только на танцы, но и на музыку, искусство, на стиль одежды, на книги, на молодёжь. Даже знаки на улицах в нашей стране написаны не на шведском, а на английском языке.
Несмотря на большое количество современных танцевальных стилей и значительный возраст линди хопа, Леннарт уверен, что в настоящее время интерес к свингу ещё большой. Он может назвать около 50-ти стран мира, в разных городах которых люди танцуют свинг. Правда, к ним не относится Минск или Беларусь... Возможно, что пока.
В основном свингом интересуются люди помладше, и в некоторых случаях молодёжь даже находится на более высоком танцевальном уровне, чем люди постарше. Но нельзя говорить, что свинг, танец линди хоп, только для молодых людей: возрастная разбежка танцоров линди хопа, например, в Швеции очень большая - от 10-ти до 80-ти лет. Кстати говоря, такие танцы, как танго, сальса, свинг – это всё одна атмосфера, считает Леннарт.
Свинг достаточно подходящий стиль танца для человека, у которого никогда не было танцевального опыта. Чем же свинг может быть так привлекателен для начинающих танцоров?
Во-первых, линди хоп очень доступный и лёгкий в обучении танец. Пройдёт не так много времени, прежде чем начинающий танцор сможет воскликнуть "Ооо, я танцую!", прежде чем он обретёт уверенность и поймёт, что может двигаться под музыку. А во-вторых, считает Леннарт, линди хоп объединяет людей и даже поколения, что делает танец популярным.
Линди хоп не сложный танец. Конечно, если вы захотите достичь бОльших результатов и более высокого уровня мастерства, то это уже совсем другая история.
Для других же стилей танцев необходимо больше грамматики. Вспомним, например, балетные школы. Нужны годы тренировок, прежде чем вы сможете что-то сделать.
- Отбивать простой ритм на барабанах не так сложно, но если вы захотите играть, допустим, на тромбоне, то нужны многочисленные часы тренировок, - проводит параллели с джазовыми музыкантами Леннарт.
Для успешного танца Леннарту необходимы подходящая музыка и партнёр того же уровня, а также главные "инструменты" танца: хороший паркет и удобная обувь. При соблюдении этих компонентов Вестерлунд начинает "входить" в танец, чувствовать себя внутри танца, а не снаружи. Просто заставить хорошо танцевать невозможно, как нельзя сказать джазовому музыканту "Играй хороший джаз". Должно быть какое-то вдохновение, получаемое из того окружения, где находишься.
За столь продолжительный период танцевания, Леннарт Вестерлунд определил для себя формулу танца: главное быть "на ты" с музыкой, понимать её. Есть люди, которые танцуют свинг, но не понимают музыку и не соединяются с ней. Ключевой момент наступает именно тогда, когда танцор сливается с музыкой.
Слушать джазовую музыку 30х годов XX века не сложно. Это время больших оркестров, которые играли специально для линди хопа. Музыка мелодичная и приятная. Но для молодёжи, которая привыкла слушать современную музыку, понадобится больше времени, чтобы понять джаз, считает Леннарт. Он бывал на дискотеках и отметил, что там нет мелодии, там шум, разговоры людей, просто низкие частоты, что не является музыкой как таковой. Там что-то вроде основы музыки, но без мелодии. Поэтому Леннарт советует развивать свой слух, учиться распознавать в мелодии музыкальные инструменты по отдельности: вот барабан, вот пианино, а это саксофон и т.д.
Развивайте слух, учитесь танцевать свинг и посещайте мастер-классы Леннарта Вестерлунда в Минске. В конце осени 2010 года легендарный Вестерлунд приезжал к нам с мастерсами. Это событие не смог пропустить ни один уважающий себя линди хопер. Надеемся, что это лишь начало, а наш танцевальный журнал 4Dance.by будет и дальше следить за развитием свинга в Беларуси и информировать Вас о предстоящих событиях.
Adobe Flash Player not installed or older than 9.0.115!
Выражаем признательность Денису Искорцеву за встречу с Леннартом