15 лет, так сказать, нога об ногу. Базовые удары американского степа: хил, диг, той, шафл, стом – он теперь может отбивать и с закрытыми глазами. Испанец мексиканского происхождения, но с поистине славянским именем Иван, танцует душой и телом с самого детства. Там за морями его ждут ученики и международные фестивали, но сегодняшнее утро мы проведем на мастер-классе Ивана Бушана.
Его встречают аплодисментами, и что самое важное для Ивана – они искренние, настоящие. Начинает он всегда с юмора и плавно переходит к разминке. Важно «расшевелить» всю стопу: и на пятке и на носке своя железная набойка – инструмент, который вносит оригинальные нотки в музыкально-танцевальное искусство.
Иван Бушан, степист, танцор (Испания):
— В степе я могу сочинять музыку самостоятельно. Я творец танца. Ещё степ, в отличие от других стилей, очень честный. Ты не можешь сфальшивить удар.
На занятиях Иван предпочитает создавать лёгкую непринуждённую атмосферу – дух вечеринки. Так легче раскрепоститься, пуститься в пляс. И может он немного смешной и не такой чистый по технике – здесь разрешено допускать ошибки! Главное добавить в танец своего стиля и обаяния.
Иван Бушан:
— Я очень отчетливо помню свой первый класс. Это было в Испании. У меня была прекрасная учительница, которая воодушевляла и вдохновляла. В один прекрасный момент на тренировке она сказала: «Сейчас импровизируй!» Так как я знал только пару базовых ударов, то решил вставить элементы акробатики, и прямо по центру зала начал делать колеса. Педагог до сих пор вспоминает этот случай.
На первых порах в степе приходится думать про каждый удар стопой. При этом стараться держать ритм и помнить, что остальное тело тоже должно быть подвижным. Только со временем удастся синхронизировать всё в танце и тогда уже добавляется актёрская игра. Которая, кстати, заставляет зрителя не заметить или забыть про внезапно отлетевшую набойку или иной курьёзный случай на выступлении.
Иван Бушан:
— Однажды мне нужно было переодеться между номерами за минуту. Полностью сменить всю одежду и даже обувь. Я не успел застегнуть ширинку, и у меня была видна белая рубашка из брюк. Все ребята, которые сидели на первых рядах, смеялись на протяжении шоу. Но а мне оставалось только улыбаться.
Вторая забавная история — это когда я ушел в низкое плие. И у меня порвались штаны. Полностью, сзади. Но мне также пришлось с улыбкой дорабатывать всё шоу до конца.
В степе важно услышать себя и внутри и снаружи. А ещё важнее танцевать с горящими глазами.