В нашей стране пока ещё не так много достойных танцоров и преподавателей уличного стиля танца, которые могут поделиться ценной и правильной информацией с остальными. Однако есть среди танцоров и те, кто стоял у истоков появления Hip-Hop культуры в Беларуси. Одним из них является Денис Сенькевич (Сеня), хореограф-танцор с 10-летним стажем, о котором сегодня и пойдёт речь.
Денис Сенькевич по праву считается одним из лучших танцоров уличного танца в нашей стране. Он неоднократно занимал высшие места в различных чемпионатах, организовывал мастер-классы с зарубежными звёздами танца и фестивали международного уровня. На его счету формирование сильных команд, открытие школы танца Vegas Dance и даже организация автобусных туров на известнейший международный фестиваль уличного танца Juste Debout.
— Денис, расскажи немного о себе? Каким было твоё детство?
— Когда я был в 6-ом классе, мы с семьёй переехали в новый район. Там я познакомился с ребятами, и жизнь пошла таким образом, что после уроков шёл на «тусовку». У нас, а это около 40 человек, был свой двор недостроенного дома, куда каждый приходил и привносил свою лепту в «тусовку». Это была такая большая семья. Один очень здорово играл на разных инструментах, другой отвечал за музыку, третий за батарейки, четвёртый за оргалит, были даже свои секьюрити и т.д. Так продолжалось до 9-го класса.
Примерно в это время зародился мой интерес к танцу. На них я пошёл потому, что мне понравилась одна девочка, и она танцевала в школе «Black Fox». Девочка была очень неприступная. И чтобы с ней познакомиться, я пошёл на танцы. Где-то через 2 месяца я с ней уже познакомился, миссия окончена. Но тема танцев затянула.
Вообще, изначально я прочитал объявление «Black Fox«, там было большими буквами написано Break Dance. А когда пришёл на занятие, то мне начали говорить, что брейк данс мне будет очень сложно танцевать, поскольку я ещё не развит в этой теме, надо потанцевать верхние стили, в то время это называлось Реп-стрит. В итоге я потанцевал Реп-стрита. А тот элемент, обычный «гелик», ради которого я пришёл на танцы, научился делать только через 4 года.
Моим учителем в то время был Андрей Язвин, которого уже, к сожалению, нет. Это очень хороший человек, если бы он сейчас был с нами, танцевальная ситуация в стране была бы совсем иной. С ним я позанимался полгода, а потом сразу попал в состав Олега Язвина.
— Каким было твоё дальнейшее образование?
— После 9-го класса я пошёл в БГТПСМ. Там была отдельная небольшая специальность экономиста. А после поступил в НарХоз. Теперь я экономист с дипломом.
Однако, несмотря на то, что специальность экономиста мне помогает по жизни, она не такая творческая профессия, она более бумажная.
— Как родители относились к твоему увлечению танцем?
— Родители думали, что я стану великим каратистом, потому что с 6-ти лет занимался каратэ. Меня уже брали в сборную Беларуси, когда я начал заниматься танцами. Помимо этого ещё ходил в баскетбольную секцию. Но после очередного сотрясения, полученного на каратэ, мне пришлось с ним попрощаться, хотя танцами тоже нельзя было заниматься.
— Позанимавшись танцами в Black Fox, ты решил открыть свою школу.
— Да. На то время в Black Fox уже собралось много сильных танцоров, тренеров, и это была одна большая школа по Минску. Маленькие коммерческие школы существовали, но о них почти ничего не было известно. Естественно, что всем танцорам в этой большой семье стало тесно. В итоге я отошёл от Black Fox.
После этого первое время я тренировал в школе под Блэк Фоксом. Потом ушёл. Затем мы полгода занимались в зале у Александра Меженного, брали в аренду. Затем переехали в зал возле КЗ «Минск» — и уже там 3,5 года существовала школа Vegas Dance.
— Насколько я знаю, открыть школу ты решил не один.
— Был такой человек — Вадим Островский. Мы с ним решили, что надо танцевать со звёздами белорусской эстрады. Пришли в один из центров, где они «тусовались», предложили себя, и нас сразу взяли. В одном из таких составов оказалась Ольга Шамрова. Несколько месяцев мы поездили вместе по концертам, а затем в течение лета решили с Ольгой создать школу.
Мы очень многого хотели получить от школы Vegas Dance: быстро вырасти, сделать хороший состав, много ездить. У нас действительно был сильный состав. Я сколько работал после Вегаса, нигде не встречал такого состава. Есть 2-3 человека танцующих, а там было 10. Но случилось так, что в основном составе произошла ссора, после которой разбежалась половина. А оставшаяся часть уже танцевала не так. Эта ситуация очень сильно ударила и по танцорам, и по нам. После чего мы с Шамровой собрались, поехали и закрыли школу.
— Во времена Vegas Dance у вас была сильная команда, с которой вы два раза подряд занимали высокое второе место на фестивале Urban Dance в Вильнюсе.
— Ну, во-первых, команда была не вегасовская, а сборная со всего Минска.
Сначала специально под этот фестиваль мы собрали лучших, подходящих, и стали заниматься. Первых два фестиваля прошли «комом», это мы пока ещё ездили вегасовским составом. А потом собрали уже уличных ребят – и получилось так, что 2 года подряд занимали второе место.
Могли бы занять первое, если бы у нас в стране или в ближнем зарубежье проходило дополнительно два подобных командных фестиваля. Именно командных. Но их не было, поэтому мы с ребятами собирались за месяц до фестиваля, усиленно тренировались, выставлялись, а уже через неделю разбегались, потому что готовиться было не к чему.
— Какие твои ближайшие планы?
— Их много и они разные. Сейчас буду продолжать усиленно тренировать и тренироваться по 12-16 тренировок в неделю, потому что мне это жизненно необходимо. Мне не хватает тренировок с ребятами, которые хотят чему-то научиться, а я могу их этому научить. Поэтому, когда я сделал большой перерыв на полгода, меня прямо ломало изнутри.
— В каком танцевальном стиле ты чувствуешь себя комфортней всего?
— Мой стиль – это Hip-Hop, уличные танцы. Они очень разнообразны. Я зацепился за них ещё со школы, вырос в «уличном режиме». Но интересовался и интересуюсь до сих пор брейк дансом. Могу чего-нибудь показать по Хаусу, по Dancehall, могу хорошо станцевать Locking. Но эти стили я не выставляю на фестивали, они сугубо для меня.
— Чем именно тебя привлекают танцы?
— Танцы дают мне удовлетворение. К тому же автоматически становишься более уверенным в себе, потому что со временем приходится работать с публикой, танцевать для неё. Также становишься более гибким, без этого никуда.
Я прихожу на тренировки, даю людям танцы. Некоторые приходят грустные, а уходят весёлые, я поднимаю им настроение, поднимаю настроение и себе. Я счастлив, когда люди вокруг меня счастливы.
— На что следует обращать внимание во время танца?
— В первую очередь, нужно танцевать под ту музыку, которую нравится слушать. Бывают случаи, когда приходит человек на Hip-Hop из-за того, что его друг тоже ходит, а сам слушает Rock или Metal. Тогда и танцевать ему не интересно. Это сразу видно.
Нужно любить музыку и всю хип-хоп культуру, если говорить о ней.
Будьте уверенными. Можно танцевать слабо, криво, неумело, но если делать это уверенно, то можно легко победить человека, который танцует уже 10 лет, но делает это неубедительно. Обычные простые уверенные движения выигрывают сложные, но не уверенные. Так было всегда и ещё долго будет.
И обращайте внимание на музыкальность. Нужно понимать, что танцуешь. Ты должен чувствовать характер музыки и передавать его в танце.
Ну и всё. Движения уже можно натренировать. А вся энергетика создаётся из-за любви к танцу и благодаря уверенности.
Что касается внешнего вида, то теперь уже всем наплевать, в чём ты одет. Главное, чтобы танцевал хорошо.
— Как бы ты посоветовал танцевать: в группе или в одиночку?
— Танцевать одному проще. Ни от кого не зависишь: когда захотел, тогда и пошёл танцевать; нравится танцевать это, а не то – не проблема. И, наверное, развиваться одному проще. Однако есть большое НО. Когда развиваешься один, то видишь только себя и обращаешь внимание только на свои желания. Хотя в этом есть и плюс: иногда люди, которые развивают свой специфический стиль танца, становятся мировой известностью.
А вот выступать в команде проще. Получаешь больше энергии, всегда чувствуешь плечо своего друга. При этом обычно в команде у каждого есть своя фишка, изюминка, которую другие делать не умеют, поэтому команда в целом от этого смотрится лучше, танец становится более разнообразным. Командное шоу никогда не переплюнет сольное.
Если разграничивать время, потраченное на тренировки в команде и сольно, то я бы сделал так: 80% в команде, 20% в одиночку. Когда тренируешься в команде, то все её члены тренируют друг друга, идёт больше развития. Важно лишь относиться с уважением к ребятам, прислушиваться к их идеям.
— В команде должен быть лидер или все члены должны быть равны?
— Лидер должен быть. Если все будут равны, то процесс роста будет идти гораздо медленнее. Должен быть лидер, который из 10-ти предложений выберет лучшее, где-то поднажмёт на ребят, посмотрит со стороны и укажет на ошибки. Без него можно, но будет тяжелее.
— Денис, как ты относишь к тому, что люди танцуют всего 2-3 года, а потом идут преподавать и открывают свои школы танцев? Можно ли за такой срок стать преподавателем?
— Наверное, можно. Но таких людей 5%. Когда-то давно я и сам таким был. Но на то время, когда я становился тренером, танцевальная сфера была вообще не развита у нас. Я ничего не умел, ничего не знал, как должен себя вести хореограф и что делать. На своей первой тренировке в качестве преподавателя я учился сам. Это было весело и нелепо.
Но, повторю, то было время, когда можно было пересчитать по пальцам тех, кто танцевал уличные танцы. А сейчас таких людей много. Поэтому нужно позаниматься, понять, что ты можешь преподавать, поездить по зарубежью и поучаствовать в их фестивалях, «прокачаться» у других хореографов, чтобы их было 10-20, а не 2-3, побывать на сборах. Т.е. человек должен увидеть то, как танцуют здесь, как танцуют в Европе, Америке. И после того, как сложится вся картина, можно начать преподавать.
Совсем не вариант, когда позанимался в «Школе А» и решил, что в музыку танцевать уже научился, поэтому надо идти зарабатывать деньги. Это в первую очередь плохо скажется на учениках.
Не стоит спешить. Из-за этого в нашей стране тормозится всё танцевальное уличное движение. Часто встречаешься с людьми, которые говорят, что занимаются хип-хопом, а потом смотришь на их танец и видишь, что это уровень пятилетней давности. К сожалению, в 70% наших танцевальных школ остался старый СОВДЕП.
Есть люди, которые хорошо танцуют, но для преподавания не созданы. А есть те, кто могут даже плохо танцевать, но умеют показывать, рассказывать, учить. Как бы то ни было, хореограф должен уметь танцевать и танцевать лучше своих учеников.
— Ты можешь назвать несколько школ или преподавателей, в которых, по твоему мнению, хороший уровень?
— В стилях Hip-Hop и House могу назвать Рудю с её школой PRB. Она хороший хореограф, который может хорошо подойти со всех сторон к преподаванию и приобщить нового человека к стилю. Рудя уже больше преподаватель, чем танцор.
Есть Marvin, Кирилл Ракитский, который совсем недавно начал заниматься, но он умеет, преподаёт, к нему приходят люди. И отзывы о его тренировках хорошие. Через 5 лет Марвин будет совсем по-другому преподавать, но сейчас хорошо, стиль даёт нормально.
Ещё DRE10. Каждая тренировка у него проходит в стиле мастер-класса. Опыта работы с ребятами у него, конечно, мало, у него больше опыта по проведению мастер-классов. Он как раз в большей степени танцор, чем преподаватель.
А я сам уже, наверное, тоже больше преподаватель. Я уже не танцую, как раньше, потому что на всех фестивалях сейчас играют другую музыку, новую, электронную, которую я не воспринимаю. Какой-то не Hip-Hop вообще. Мне больше Old School нравится.
— Вдохнови танцоров на новый танцевальный сезон.
— Самое главное не в том, что о тебе подумают друзья, семья или даже незнакомые зрители, а в том, как ты сам относишь к танцу. Если тебе нравится танцевать, если каждый день ждёшь тренировки, а она проходит для тебя незаметно, если возвращаешься домой и слушаешь музыку в плейере, обрабатывая её, тогда вырастешь очень быстро. Нужно ходить на тренировки с любовью. Танцевать для себя, а не для кого-то.