Искусство индийского классического танца уходит своими корнями в глубокое прошлое, ещё за сотни лет до н.э. Сохранив основные черты, оно до сих пор очаровывает нас своей неповторимой магией и энергетикой древности. Отдельное место в нем занимает обличие танцовщицы, костюм. Как именно выглядят восточные красавицы нам рассказала руководительница студии индийского танца «Наваратна» Надежда Скляренко.
Одежда
Традиционное облачение восточных красавиц — сари, национальная одежда. Этот цельный кусок ткани длиной 7-8 метров и шириной около метра придает индианкам больше женственности и грации. Обычно вдоль полотна проходит кайма, которая может быть вышита или просто нанесена красками. Традиционное сочетание цветов: красный, зеленый, темно-фиолетовый манго, охра — по наличию растительных красителей. В то же время расцветки сильно отличаются в зависимости от штата.
Гардероб танцовщиц индийского танца насчитывает 3 типа одежды: повседневное сари, одежда для тренировок и костюмы для выступлений.
На тренировки девушки приходят в practice sari. Оно состоит из хлопка, что важно для комфортных занятий, особенно в жарких странах. Практис сари уже по ширине, чем обычное сари, и завязывается так, чтобы не спускалось ниже колена. Обязательными составляющими тренировочной одежды также являются короткая кофточка (чоли) и штанишки.
В отличие от practice sari, костюмы для выступлений обычно шьются из более дорогого шелкового сари, а также из шелка с примесью хлопка или из синтетики. За шелком следует хорошо ухаживать, в то время как синтетическое сари менее прихотливо в ношении.
Надежда Скляренко: — Всю ткань мы сами привозим из Индии, или кто-то из знакомых в посылках присылает. У нас тяжело найти даже хлопок подходящего цвета. А вот шьются костюмы уже у нас. Готовый костюм всё равно не купишь, потому что его нужно шить под себя.
Но чтобы даже в Индии приобрести качественную ткань или украшение, нужно знать конкретные места, потому что, например, на севере страны ничего подходящего для южных стилей индийского танца уже не найдешь или только по значительной высокой цене.
Только что купленная ткань очень сильно накрахмалена и легко красит. Во время первой стирки краска так и льется.
— Купила я однажды расшитую сумку из Индии, — рассказывает Надежда. — Попала под дождь, вся вымокла. В кинотеатре положила сумку на колени. Поднимаю — а колени все красные! Одежда окрасилась в цвет сумки и не отстиралась. Поэтому с новыми вещами из Индии нужно быть аккуратными!
Несмотря на всю традиционность индийского танца, даже сари подвергнуты модным тенденциям. Любовь к тому или иному цвету проходит чуть ли не каждый сезон. Но существуют и такие сочетания цветов, которые считаются традиционными.
Для удобства исполнения движений, костюм индийских танцовщиц состоит из 6 частей.
— Это костюм юбочный (есть ещё и брючный). Он состоит из «напопника» (наш вольный перевод), кофточки чоли, на которую через плечо надевается «нагрудник», штанишек, юбки и «веера». «Веер» располагается ниже живота и нарядно раскрывается во время танца, большая часть которого исполняется в позиции «араиманди» — низкий присед.
Классический танец тем хорош, что не требует много костюмов. Когда только человек начинает выступать, ему достаточно иметь всего 2 костюма: брючный и юбочный. Потом начинают шить ещё. Тренировочных сари, конечно, больше, потому что не комильфо 2 дня подряд быть в одном и том же. Отпрактиковал, пришел домой, сразу постирал, и на следующий день только в другом и чистом.
— На наши тренировки люди в основном приходят в камизах — это такая длинная туника — и штанишках. А в Индии ещё обязательно повязывают платок, шарф — называется дупатта, — который закрывает грудь.
Сари помогает лучше прочувствовать форму движений, чтобы потом было проще танцевать в костюме.
Украшения
Все украшения индийских танцовщиц символичны и располагаются по энергетическим центрам в теле человека — чакрах. В идеале украшения должны быть из золота, но сейчас различают temple (с покрытием из серебра) и artificial (выполненные из искусственных материалов) украшения.
Этот пояс соответствует чакре Манипура и располагается на талии. Если его туго завязать, то он оказывает давление на определенные нервные окончания около пупка, увеличивая ток крови и активизируя Манипура. В добавок этот пояс выполняет функцию поддержки позвоночника.
Центральная часть самая большая и символизирует чакуру Манипура. На ней, как правило, изображается Лакшми — богиня-покровительница этой чакры.
Короткое ожерелье с подвеской закрывает шейную чакру — обитель звука в теле, из нее исходят произносимые слова, а сердце придает им эмоциональную окраску.
Это индийское украшение называется тикка. Оно надевается на пробор волос. Кроме одинарной тикки есть ещё фулсет, который дополнительно подчеркивает пробор и линию роста волос.
Луна и солнце. Считается, что тело человека делится на 2 половины: левая половина женская, она обладает лунной энергией, а правая — мужская, солнечной. Именно так эти элементы и располагаются на голове индийской танцовщицы.
Это «наушники», которые защелкиваются в сережки формы колокольчиков. По одной из версий, «наушники» защищают уши танцовщиц от громкой музыки, поскольку в Индии танцуют только под живую музыку. Вся эта красота держится на веревочках и, чтобы ничего не упало во время танца, дополнительно закалывается невидимками.
В нос традиционно вставляются 3 сережки. У наших танцовщиц они держатся на клипсах, а в Индии нос, как правило, проколот.
Центральная подвеска на длинном жемчужном ожерелье символизирует сердце и Анахата чакру. Согласно традиции, она выполняет функцию контроля за сердцебиением и дыханием во время танца. Классический дизайн подвески изображает двух птиц, сидящих на одном дереве.
Есть украшения на косу. Она должна быть длинная, ниже пояса. Но у нас мало кто обладает такими волосами, поэтому приходится вплетать в косу искусственные волосы. Дополнительно прическа украшается цветочками, а конец косы — специальными помпончиками — кунджалам. В Индии для этого могут использоваться живые цветы, например, жасмин.
Прическа классической индийской танцовщицы обязательно должна иметь прямой пробор. Волосы можно собирать в 2 гульки или в гульку с косичкой. В добавок на волосы крепится специальное украшение ракуди.
Этот необычный браслет-«погремушку» с колокольчиками в несколько рядов на щиколотках называют гхунгуру. Поскольку в танце четкие ритмы, то они служат своеобразным музыкальным инструментом танцовщицы, отмечая удары ног. Поэтому и музыка должна быть достаточно громкая, чтобы её не заглушали гхунгуру.
На тренировку в Индии традиционно приходят в сари, браслетах на руках, коротком ожерелье, сережках и бинди — небольшом украшении в центре лба между бровями, выполненном в виде кружочка или капельки, которое символизирует мистический третий глаз. Танцовщица всегда должна выглядеть красиво, даже на тренировках.
Макияж
Непосредственно кроме наряда и символичных украшений, индийские танцовщицы перед выступлением окрашивают свои руки и ноги специальной растительной краской — альтой (некоторые заблуждаются, думая, что это хна). На руках красят фаланги пальцев, а в центре ладони рисуют кружочек или солнышко. На ногах также окрашивают фаланги пальцев и рисуют «сандалики» (при этом красить всю подошву не обязательно). Делается это для привлечения внимания к рукам и ногам во время танца, а также для защиты энергетических каналов уязвимой танцовщицы от нежелательной энергии. Иногда можно услышать трактовку, что подошву красят красной краской для скрытия разбитых в кровь ног.
Кстати, краска эта очень стойкая и не смывается несколько дней. Особенно долго держится на ногтях, если их предварительно не покрасить.
Что касается макияжа, то на глазах рисуются большие черные стрелки, подводятся брови в форме полумесяца. Тени используются красного или кирпичного цветов вместе с темно-красной помадой. Румяна. Большим слоем наносится тональный крем.
Не трудно предположить, что на подготовку перед выступлением уходит значительное количество времени. Так, без опыта эта процедура занимает до 2-х часов, а с навыком можно уложиться минут за 40. При этом больше всего времени уходит на макияж и прическу. И не стоит забывать, что, станцевав 1-2 номера, потом ещё 2-3 дня придется ходить с разукрашенными руками и ногами.
Осталось раскрыть стоимость комплекта:
- шелковое сари — $100 (или $30-40 с тканью попроще);
- полный комплект artificial украшений — $100;
- пошив костюма — $70-80;
- плюс косметика.
Выходит около $220-300. Даже меньше, чем у танцовщиц American Tribal Style, особенно с учетом возможности не менять иметь на каждый новый номер отдельный образ.
Вот такая мода у исполнительниц индийского классического танца.