14 апреля талантливый танцор и хореограф из Украины Константин Коваль в рамках Чемпионата Республики Беларусь по современной хореографии 2017 провел мастер-класс по импровизации. Полтора часа концентрации внимания на желаниях и ощущениях своего тела прошло как пара минут, и всё благодаря харизме и доброжелательности самого хореографа.
Константин Коваль ― хореограф, педагог, танцор. Он является основателем лагеря Atmosphere dance events. Педагог Dance Centre Myway 2012-2016 г. Танцор в «the Great Gatsby ballet» с 2015г., финалист шоу «Танцуют все — 3». Имеет большой опыт преподавания во многих странах.
На мастер-классе по импровизации у Константина Коваля за очень короткое время белорусские танцоры научились импровизировать и не просто получать от этого удовольствие, но следить за собой и узнавать что-то новое о себе и своем теле. Как бы это ни звучало странно, но танцоры не танцевали, они не смотрели в зеркало, а проживали свои ощущения здесь и сейчас. Благодаря своему собственному видению движения и хорошему багажу знаний в преподавании, Константин умело создал в пространстве благоприятную творческую атмосферу, из которой не хотелось уходить.

Профессиональный хореограф и танцор Константин Коваль
— Контемпорари — это не стиль танца. Почему? Во-первых, у каждого стиля есть своя двигательная база. У контемпа её нет. Во-вторых, у каждого стиля есть определенная манера. У контемпа её тоже нету. По большому счету, современный танец созвучен со словом «танец» как таковой. Для меня лучшее определение современному танцу дал Мерс Каннингем. Он утверждал, что танец — это движение во времени и пространстве.
Можно выделить основную базу:
- время;
- пространство;
- уровни;
- и движение.
Учитесь четко разделять понятия «смотреть» и «видеть». Мне хочется, чтобы вы взаимодействовали с пространством. Например, видели, что потолок белый, а там картина висит, тут стекло холодное, там надпись какая-то. Т.е. четко осознать, где вы находитесь. Используйте фокус. Вы должны очень четко видеть и понимать то, что вы видите.
У нас есть уровни, их примерно 5. От самого низкого, когда мы лежим полностью, до того уровня, когда мы выше нашего обычного положения стоя. Также есть такая опция, как скорость. От скорости, когда мы не двигаемся, до бега.
Само по себе движение делится на две ветви: качество и принцип движения.
Под качеством движения мы понимаем скорость (как быстро), объем (насколько объемное движение), плотность (уровень сопротивления в теле). А принцип движения: скручивания, спирали, дропы, фолы и т.д.

Профессиональный хореограф и танцор Константин Коваль
Можно накладывать опции друг на друга. На этом основана практически каждая техника контемпорари. Но не отходите от основной задачи: побывать везде, изучить всё. Если добавляется следующая опция, предыдущая не отменяется. Оставаться в рамках опций — принципиально важно.
Постоянно меняйте историю, делайте её интереснее. Скорость ваших реакций и решений должна быть быстрой.
Можно брать за основу перемещение в пространстве, фокус и сверху накладывать другие опции, например, уровни, перемещение, скорость, объем, плотность и т.д. Вы можете по этому принципу создавать другие структуры. Например, перемещаться только по линии, стучать по голове, а при этом ещё и петь песни о любви. Это пример того, как можно выстраивать эту структуру, как можно работать с опциями. Можно оставлять две опции, убрать первую и заменить на другую. И появляется уже новая структура.
Очень полезно для танцора нагружать себя разными опциями, осознанно работать в них.
Чем быстрее вы сами будет менять решения, тем легче вам будет реагировать. Если вы будете цепляться за одно самое комфортное решение, то это сделает вас менее интересными, потому что вы сами себя ограничиваете в принятии возможностей. Если вы будете использовать те границы и двигаться то туда, то обратно, то быстро, то медленно, тогда за вами будет интересно наблюдать. Вы всегда найдете в себе что-то новое.
Классы по импровизации, на которых вы работаете самостоятельно, без физического взаимодействия, приносят пользу только при очень осознанной работе. Вот когда вы работаете в паре, вам задает опцию партнер и вы практически всегда вне зоны собственного комфорта. Когда вы задаете себе задачу сами, у вас остается очень плохая привычка работать в комфортных условиях. Классы не совсем для того предназначены.Тут задача противоположная — искать что-то новое. Абсолютно бестолку на классах по импровизации танцевать как ты чувствуешь. Это не несет образовательной ценности. Ты получаешь удовольствие и отрабатываешь свои навыки.
Задача классов по импровизации — поиск чего-то нового. Если во время импровизации вы делаете какие-то свои любимые штуки, это не импровизация. Это потому, что вы вспомнили что-то и делаете, вы подумали, а не импровизируете. Импровизация — это мгновенное решение, реакция. Если вы просто решили сразу так, а потом по-другому, когда вы посмотрели и сразу отреагировали, это уже импровизация.
Когда ты на классе делаешь офигенно, в этом нет никакого смысла. Когда ты выходишь,танцуешь, используешь свои самые сильные стороны, тебя хвалят. Но какая в этом польза для тебя, кроме повышения самооценки? Никакой. Найти что-то новое и проработать непривычные для себя элементы — вот что важно.
Вот бывает, у хореографа спрашивают: «Какая цель мастер-классов?». Он отвечает: «Попасть в селект». А вот когда меня спрашивают, я отвечаю: «Задача НЕ попасть в селект». Потому что если у вас задача попасть в селект, то вы просто покажете свои сильные стороны и не разовьете свои слабые. Вы просто попантовались и видео записали. Но мастер-классы сделаны для того, чтобы искать новое и работать над своими слабыми сторонами.
Я вам советую слушать себя очень внимательно. Не свое Эго слушать, а то, что ваше тело действительно хочет.