Занятия современной хореографией не только приводят в тонус эмоциональное состояние танцора, но и связаны с серьезной работой мышц и всего тела. А это, как и в любом спорте, чревато нежелательными ушибами, растяжениями и более серьезными травмами даже для профессиональных танцоров. Но при правильном подходе все эти неприятные моменты можно свести к минимуму.
Необходимо помнить, что занятия современной хореографией — это, прежде всего, серьезная физическая работа. И если не знать хорошо свой организм, то травмы можно получать регулярно.
Не секрет, что наибольшим травмам подвержены слабые участки тела, на которые приходится повышенная нагрузка. Так, в современной хореографии основная работа ложится на ноги, поэтому чаще всего страдают стопы, голеностопы, колени и внешняя поверхность бедра. Именно с ними и связана подавляющая часть жалоб танцовщиков. Реже сетуют на боли в спине и шейный отдел. Можно встретить и жалобы на бедра, но, по мнению некоторых педагогов, это природное.
Травмы могут иметь разную степени тяжести: от легких ушибов, до требующих хирургического вмешательства. Причем даже безобидные на первый взгляд «синяки» чреваты гематомами и более серьезными вещами в будущем. Поэтому гордиться наличием синих припухлостей, связывая их появление с усердной работой в зале, уж точно не стоит. Более того — это первый признак неправильного выполнения какого-либо переката или падения, чем буквально пестрит современный танец.
Для классических танцоров, в том числе и тех, кто перешел в современную хореографию, типичны травмы коленного сустава, повреждение мениска. Подобные нарушения связаны с неправильным распределением нагрузки
Например, люди из балета привыкли садиться по выворотной позиции, а в современной хореографии ноги стоят параллельно. Вот колени постоянно и западают вперед.
Поэтому, если вы идете на первое занятие или переходите в продолжающую группу, то желательно первые неделю-две не танцевать, а внимательно слушать педагога на разминке, наблюдать со стороны за его движениями и не спешить сразу выдавать большое количество па. Уроки для того и даны, чтобы научиться методично, технически правильно выполнять элементы.
На своих занятиях Екатерина Квятковская иногда шутит: «Два раза набьете — там не упадете». Но в действительности же считает каждую набитую у учеников «шишку» своим профессиональным промахом. В идеале никаких ушибов или травм быть не должно!
Екатерина Квятковская: — Первая моя просьба ко всем желающим заниматься современной хореографией — внимательно слушайте педагога. Если после занятий у вас появилось большое количество синяков или травм, значит, вы что-то делаете неправильно и не слышите до конца педагога. В этом случае подойдите к нему, расскажите о своей травме и попросите посмотреть на вас индивидуально, что вы делаете не так.
Не пытайтесь просто проиллюстрировать картинку. Если вы заинтересованы танцевать хорошо — берегите свое тело.
Но отсутствие необходимой физической подготовки и слишком сложная хореография (когда человек ещё не готов к определенному уровню) — лишь одна из причин получения травм. Другим не менее важным поводом является не разогретое тело.
Если вспомнить классический станок, то изо дня в день в обязательном порядке танцовщики разогревают колени, голеностоп (релеве), спину и бедра (выворотное плие). Современная хореография не исключение.
Возьмите за правило хорошо разогреваться перед уроками. Для начала используйте пассивные движение (например, растяжка), затем переходите к активным (приседания, плие, бег, прыжки). Нагрузку следует увеличивать постепенно. Если на холодное тело начать активные действия, то в первое время травму можно даже не почувствовать
Хорошо разогревайте стопы, ахил, подготовьте пальцы, чтобы всей стопой чувствовать пол. Чем лучше вы себя разогреете, тем меньше вероятность получить какую-либо травму во время занятия или выступления.
Мужчинам также следует больше внимания уделить коленным суставам, потому что у них они не такие эластичные и подвижные, как у девушек.
Екатерина Квятковская: — Как наставлял меня Дмитрий Залесский, все травмы случаются либо из-за неосмысленности, т.е. когда ты не думаешь, либо в тот момент, когда входишь в драйв во время танца, очень стараешься и просто забываешь о том, как ты это делаешь. Не имеет значения, танцуете вы на сцене или в зале, всегда нужно помнить, что это ваше тело и вы им управляете. А зачастую, когда включается режим «скорость», тогда летят ноги, колени и происходят самые обидные травмы.
Помните, что помимо вас в зале занимаются и другие ученики.
Избежать некоторых травм помогают и специальные защитные средства: часто используют наколенники, поддерживающий утягивающий корсет и др. Только если согревающий пояс защитит вашу спину от простуды на сквозняках, которые, к сожалению, частые гости танцевальных залов, то с другими средствами защиты не всё так однозначно. Некоторые педагоги категорически против их использования и считают, что в этом случае человек перестает контролировать своё движение, не чувствует техники и не совершает его правильно.
Галина Грачева: — Я советую использовать наколенники только тогда, когда идет какой-то репетиционный процесс, где большое количество повторов, большие нагрузки. Хотя бы чтобы элементарно не получить очередной синяк. Но за неделю до выхода на сцену нужно снимать защитные средства, чтобы пробовать и привыкать к тому, как ваше тело будет работать без всех этих приспособлений.
Екатерина Квятковская: — Даже я со своей больной спиной не ношу фиксирующий пояс. Одно время я занималась в нем, было тепло, приятно, он сдерживал, но когда снимаешь его на концерте или в университете на экзамене, то выясняется, что многое начинает «лететь».
Также в свете собственного опыта Екатерина предостерегает тех, кто занимается с грузами (утяжелителями на ногах) самостоятельно. Без правильного подхода начинают развиваться не те мышцы. Девушкам нельзя навешивать больше 300гр., иначе это чревато женскими проблемами, надрывом поясницы и т.д. Не желательно и прыгать с утяжелителями, потому что затем, когда вы начнете это делать без них, то не будете чувствовать плие.
И помните: важно слушать не только педагога, но и свое тело. Не злоупотребляйте им. Прислушивайтесь к своим болевым ощущениям, к своему настроению, состоянию. Если чувствуете какой-то дискомфорт, то не переступайте через себя. Кому вы хотите что-то доказать? Здоровье важнее!