Для достижения высоких результатов и обретения успеха необходима постоянная целенаправленная работа над собой. Если найти свой жизненный путь и следовать ему, то силы и энергия обязательно найдутся. В этом уверен наш следующий герой Виталий Молчан - талантливый исполнитель и постановщик, неоднократный призёр, финалист и чемпион различных танцевальных конкурсов и фестивалей.
В школьные годы Виталий Молчан интересовался математикой. Однако, поступив в класс с театральным уклоном, мальчик увлёкся танцами и решил надолго связать с ними свою жизнь. Добиться высоких профессиональных результатов помогли ему необычайная работоспособность и уверенность в правильности выбранного пути.
- Виталий, кажется, до танцев ты увлекался математикой. Синусы и косинусы оказались не такими интересными, как танцевальные па?
- Начиная с 8-го класса, я учился в театральной школе. И получилось, что Марина Михайловна Клецкина, мой преподаватель танца, своей харизмой и верой в то, что танец - это нечто шикарное, постепенно втянула меня в этот вид искусства.
Но математика мне нравится до сих пор. И считаю, что если бы и сейчас вникал в неё и углублялся, то нашёл бы для себя те же переживания и чувства, которые нахожу в танцевании. Просто это было бы в несколько иной форме. Скорее всего, больше в форме внутреннего состояния. А танец - деятельность общественная, когда общаешься с людьми, когда вращаешься в социуме. Математика - больше абстракция, которая не осязаема и не подразумевает других людей. Поэтому, это была бы другая форма, но тоже очень интересная и увлекательная для меня.
- Как твои родители отнеслись к тому, что вместо математики ты начал танцевать?
- Родители в любом случае поддерживают всё, что мне интересно, любые формы моих движений. Для них главное, чтобы я получал от этого удовольствие. У них нет такой чётко выстроенной позиции, что ты должен быть юристом, доктором или кем-то ещё. Они видят, что мне это нравится, значит, это хорошо. Что бы я ни делал тогда и даже сейчас, если вдруг займусь чем-то другим, я знаю, что у меня будет родительская поддержка.
- Ты сказал, что твоя преподавательница увлекла своей харизмой. Может быть, чем-нибудь ещё?
- Безусловно. Мало того, что она человек очень волевой и сильный, она ещё и очень профессиональна. Марина Михайловна педагог от бога. Я не единственный человек, который благодаря ей действительно научился танцевать. Она преподавала в основном бальные танцы, но у неё всегда выходили ученики хорошего уровня. У неё есть чему поучиться, и я продолжаю у неё учиться. Мы находимся в очень хороших дружеских отношениях.
- После театральной школы ты поступил в БГУКИ, где судьба свела тебя с супругами Ефремовыми. Расскажи о них, ведь они очень повлияли на твою танцевальную жизнь?
- Изначально они учились в нашем хореографическом училище, затем работали солистами в Театре Оперы и Балета. Потом ушли на эстраду, но танцевали, в общем-то, классический танец. При этом Людмила Павловна очень талантливый постановщик. Танцевание на пуантах, на пальцах, она превратила в номера, которые уже не были балетом, как таковым, и показывались на эстраде. Они создали свой коллектив и ездили по всему Советскому Союзу.
- Они заметили тебя уже на первом курсе. Как тебе кажется, чем ты «зацепил»?
- Людмила Павловна постоянно говорит, что я впахивал с утра до вечера. Даже легенды ходят по нашему университету про мою работоспособность. Хотя я так не считаю. Я старался максимально хорошо делать то, что делаю. И предпринимал для этого какие-то шаги. Если я понимал, что надо придти отзаниматься, то приходил и занимался. Иначе какой смысл? Если ты делаешь дело, в котором предстоит профессиональный рост и нужно будет в нём вариться, то какой смысл быть последним? В любом случае есть какие-то амбиции, и хочется быть по крайней мере не хуже других. А так как за спиной у меня не было классической подготовки и танцевального училища (по сути, я начал танцевать в 11-м классе в возрасте 17 лет), то я прекрасно понимал, что мне тяжело конкурировать с теми, кто занимается с 5-6 лет. Я чувствовал, что если хочу чего-то добиться, то вынужден больше тратить времени на подготовку. Возможно, поэтому сложилось впечатление, что я делал какие-то безумные труды. Но я воспринимал это как необходимость для того, чтобы достичь результата.
- Как ты чувствуешь себя на сцене, какой ты?
- Я не могу сказать, что для меня есть какое-то разделение сцены и жизни. Есть люди, которые, выходя на сцену, чувствуют себя в центре внимания, зажимаются. Есть такие, которых просто манит на сцену. Я же никогда внутренних принципиальных различий не ощущал. При этом понимаю, что когда нахожусь на сцене, то я объект внимания. Когда не на сцене, то я могу быть им, а могу и не быть. Внутренне это разные состояния, но они не связаны со сценой. Для меня нет принципиальной разницы между выступлением в ресторане или на большой сценической площадке перед тысячью людьми.
Иногда есть волнение по поводу того, что меня могут не понять, но это как и у любого человека. Ты выходишь с чем-то новым и не уверен, что это будет интересно.
- В своих выступлениях ты уделяешь больше внимания эмоциональной составляющей номера или непосредственно танцу, качеству хореографии?
- В зависимости от ситуации. В любом случае ты живешь и существуешь в постоянном процессе, в данный момент, на данной площадке, в данном контексте своего физического и психологического состояния. С опытом приходит понимание, что перед этой публикой прочитается одно, а перед той - другое. Но систематизации у меня нету, это сию секундное состояние.
- Но ведь есть что-то такое, без чего не следует выходить на сцену.
- В любом случае всегда важно быть в хорошей физической форме. Если ты можешь, то ты обязан сделать всё качественно с физической точки зрения. Это очень важно и необходимо, потому что даёт свободу в эмоциональном выражении. Ты не думаешь о том, что нужно сделать, ты просто чувствуешь тело, оно работает, оно автономно. И тогда в свою эмоциональную подачу можно вкладывать гораздо больше внимания, а у зрителя будет сильнее отклик. Это взаимосвязано.
Иногда бывает, что тело физически устало, но ещё надо выступать. Ты выходишь и понимаешь, что из-за этого проигрываешь в зрительском восприятии. Тогда стараешься вытянуть номер эмоционально. Но это тоже неправильно: если ты слишком сильно тратишься эмоционально, то это не профессионально. Актёр не может всегда тратиться, он должен уметь вызвать реакцию публики, эмоциональный отклик. При том, что внутренне может ничего не затратить. Иначе будет безумие, если постоянно тратиться.
- Помогло ли тебе обучение в БГУКИ и чем?
- Университет в любом случае дал мне что-то, потому что до него я, фактически, не танцевал. Конечно, на протяжении всего обучения Мария Михайловна продолжала вести меня, но благодаря БГУКИ я встретился с разными замечательными людьми, учился у них. Пусть система не совершенна, но она позволила мне встретиться с новыми людьми, и я благодарен Университету за такую возможность.
- Виталий, скажи, насколько легко такому профессиональному танцору с множеством серьезных наград и побед, как у тебя, реализоваться в Беларуси?
- Если сравнить то, что происходило с танцем в нашей стране 10 лет назад, то сейчас все стало куда лучше. Намного больше людей занимаются и увлекаются танцами, думают, что это что-то и интересное и в нём можно самореализоваться. Т.е. наблюдается очень сильный рост.
В то же время для меня, как для человека, который считается хорошим исполнителем... не скажу, что сложно, но я вижу ситуацию и понимаю, что есть ограниченное количество людей, которые вместе со мной могут развивать танец. Я чувствую ответственность за то, что это должен делать я. Больше просто некому.
Да, мне, наверное, было бы легче, если бы у нас всё было хорошо на высшем уровне, а мне надо было только учиться. В гораздо большей степени я люблю именно учиться сам, нежели кого-то учить.
- И всё-таки ты считаешь, что профессиональные танцоры востребованы в Беларуси?
- Мы востребованы, но низкооплачиваемы. И это не связано с танцем, как таковым, а с общеэкономической ситуацией в Республике. В любом случае танец - это развлечение.
Искусство начинает развиваться тогда, когда страна богата, когда ей есть, за что покушать и где жить. Когда всё хорошо, то начинаешь думать, что надо бы пойти развлечься. У нас этой стабильности нет.
То есть да, мы востребованы, мы интересны людям, но есть объективная реальность, которая останавливает это развитие.
- А какую цель ты видишь в своей жизни?
- Хочу купить остров и жить там в своём доме.
- Для достижения такой цели необходимо много энергии. Откуда ты её черпаешь, чтобы всегда быть в тонусе?
- На мой взгляд, в жизни есть поток, который может словить каждый человек. Если он идёт по своему пути, то у него будут силы, энергия и т.д. Всё это приходит просто потому, что человек находится в потоке, на своём месте. Если ты ломаешь это и пытаешься как-то переиначить, то эту силу теряешь. Ты просто остаёшься без поддержи, подпитки и всего остального. Поэтому я не черпаю энергию откуда-то. Если я делаю то, что мне нравится, то силы есть, сколько бы часов ни трудился. Если занимаешься тем, что тебе не хочется делать и не нравится, то тут же теряешь силы.
То есть нужно идти по своему пути. Верить и знать, что это правильно и хорошо, и тогда силы найдутся. Я не особо верующий человек, но есть очень хорошая формулировка из церковной книги, суть которой заключается в следующем: «Идите к своей мечте - и вам будут даны для этого силы».
Беседовал: Aikis
Фото: Каханне Бяляева
|