Наверняка многие из нас восхищаются той силой и легкостью, с которой цирковые артисты исполняют свои трюки в танце на полотнах. Сейчас приобщиться к этому завораживающему акробатическому виду искусства может любой желающий.
Уже несколько лет в Минске работают танцевальные школы, где ученикам предлагается освоить танец на полотнах. Впервые это направление появилось в школе Danova Dance School, позже добавилась Alter Ego. 4DANCE.BY узнал, какие испытания и эмоции ожидают решившихся на смелый эксперимент с тканями. А помогали нам в этом профессионалы Павел Мижуй — инструктор по воздушной акробатике, один из лучших воздушных акробатов РБ — и Лилия Элембаева — артистка и руководитель балета «American circus», преподаватель танца на полотнах.
Сразу развеем миф о том, что танец на полотнах только для молодых и гибких. У Павла занималась женщина за 30, которая без особых претензий на большую сцену пришла танцевать на полотнах для восстановления фигуры после родов. Сейчас она выступает на республиканских конкурсах. Гордость Лилии – ученица 50 лет, добившаяся таких результатов, что молодые девушки позавидуют.
Полотна с нуля
В танце на полотнах ни возраст, ни пол, ни даже режим дня не мешают тренировкам. Встреча с полотнами происходит на первом же занятии: после тщательного разогрева всех мышц новичков первым делом научат правильно заматывать руки и ноги, держаться, взбираться по ткани. Естественно, в первое время не стоит и мечтать об элементах на высоте — слишком легко запутаться.
В танце на полотнах задействованы вообще все группы мышц. Особенно развиваются координация движений и ловкость, ведь чтобы балансировать в воздухе на подвижных полотнах, важно очень хорошо контролировать свое тело. Помимо этих очевидных моментов, неплохо разовьется глазомер (из необходимости соизмерять расстояние до пола с нужным для исполнения элемента) и умение быстро принимать решение в сложившейся ситуации.
Лилия Элембаева:
Не пугайтесь, но трудно будет всем. Гибкому человеку будет тяжело, потому что нужно держать корпус, мышцы должны быть сильными. Натренированному, «жилистому» тоже придется нелегко: он запросто справится с силовыми упражнениями, но ощутит нехватку гибкости. Так и получается, что и тех, и других я учу: «Вот у вас есть преимущество, а теперь стремитесь к преимуществу соседа».
Первое время на теле будут появляться обязательные «профессиональные» травмы. Наиболее типичны для акробатов на полотнах — синяки, кровоподтеки на руках и ногах, ожоги от ткани. Совсем без них обойтись нельзя, но минимизировать можно, внимательно слушая советы тренера:
Павел Мижуй:
Много травм случается из-за дури в голове. Позанимались два-три раза, залезли на середину полотна и уже кажется, что все можно. Лезут дальше и запутываются, обжигаются о полотно, пытаясь выполнять простейшие элементы, уходят в обрывы и ударяются головой, из-за того, что не умеют рассчитать силы и высоту.
Лилия Элембаева:
— Очень типичны ожоги, поэтому должны быть закрыты талия и подмышки. Как и в любом виде спорта или танце синяки неизбежны. Но постепенно тело к ним привыкает, они начинают заживать быстрее. Мои старые травмы уже давно прошли и не мешают танцевать.
Долго придется осваиваться или нет – зависит только от вас и ваших способностей. Для тренированного человека 3-х месяцев может быть достаточно. Для тех, кто впервые решил привнести танец в свою жизнь, возможно, потребуется год.
Физподготовка – это, конечно, важно. Но ее всегда можно наработать, поэтому танцы на полотнах можно пробовать в любом возрасте, и даже если есть небольшой избыток веса. Обязательно желание. Без него точно ничего не получится.
Совладать со снарядом
В наших школах танцев полотна часто соседствуют с Pole dance. Возможно, причина этого кроется в наличии снаряда в обоих видах танца, но на этом их сходство обычно заканчивается. В отличие от статичного пилона, ткань реагирует на каждое движение, и чтобы удержаться на ней, нужно совершить гораздо больше усилий. Полотна не только динамичные, но и неравномерные по толщине в зависимости от того, как вы захватите ткань.
Подбор тканей — задача индивидуальная, каждый профессиональный танцовщик выбирает то, что лично ему удобно. Ткань для полотен может быть жесткая, может тянуться в разной степени, может скользить. Для силовых элементов нужны нетянущиеся ткани: креп-атлас, атлас. Полотна могут быть двойными (два отдельных отреза ткани) и сольными (один отрез). В школах занятия проходят на двойных полотнах.
Именно из-за работы с тканями свободная одежда – табу для танцев на полотнах. Футболка может попасть в складки полотен и запутать ученика. Для этого вида танца оптимальна плотная, облегающая, закрытая одежда, чтобы полотно не обжигало кожу при обрывах и случайно не зажимало на закрутках. Лучше чувствовать полотно и крепче на нем держаться помогают босые ноги или балетки.
Как правило, минимальная высота для исполнения танца, а соответственно, и длина полотна – 4-5 метров. Цирковые артисты выступают на высоте 11 метров.
Павел Мижуй:
— Большое значение имеет моральный порог: готовы ли вы преодолеть какую-то первичную боль от полотен и свой страх высоты. Некоторые акробаты рассказывали, что боятся высоты. На публику, конечно, не признаются, но в кругу своих говорят. И боится процентов 70% от всех гимнастов.
Танец на полотнах в Беларуси
Пока танец на полотнах только набирает популярность в Беларуси, и увидеть его можно скорее в интернете, чем на концерте. За показательными выступлениями раньше приходили только в цирк. Теперь можно посещать и фестиваль «Шоу на пилоне и полотнах», который раз в год проводит Федерация спорта и танца на пилоне РБ.
Павел Мижуй:
В Беларуси полноценный кайф от полотен поймать почти нереально, потому что нет достаточно оборудованных площадок. В большинстве случаев к потолку подвешивают кусок ткани и работают. К сожалению, в этом нет кайфа полета, когда ты разгоняешься и тебя в два счета отрывают на 10 метров от земли, а ты паришь почти над зрительным залом, чуть ли не задевая головой софиты.
Лилия Элембаева:
Одна возможность показать себя в год – катастрофически мало. У пилонистов таких возможностей несколько. А у нас – только одна. Поэтому сейчас уже мои ученицы стали сами ездить на конкурсы. Одна недавно вернулась из России. Место не заняла, но получила хороший опыт.
Но вскоре ситуация обещает измениться: Лилия Элембаева отмечает, что на каждом занятии к ним присоединяются новые люди.
Не расстраивайтесь, если что-то не получилось на первом занятии. Как и в любом танце, с первого раза ничего не будет. Хотя бы от волнения или страха. От волнения мы зажимаем все наши мышцы и получается плохо. На втором-третьем занятии уже мышцы начинают работать правильно.
Танец на полотнах – это сложно, но тот эффект, который вы получите от занятий, стоит долгих лет тренировок в более простых танцевальных направлениях. И, конечно, мало где еще можно вот так запросто испытать ощущение полета.