Гомель, Гродно, Могилёв, Брест – в этих городах в рамках фестиваля «Нон стоп» в течение лета проходил танцевальный конкурс velcom 3G dance 2011.
Главными судьями конкурса выступили замечательные танцоры, представители одних из известнейших команд Беларуси: сёстры Вера и Таня Купрейчики (команды Detroit и Faction), а также би-бой Mazzz (Hunters). Победители конкурса уже известны, но какое же впечатление оставил конкурс у наших судей?
Мы побеседовали об этом с Татьяной и Верой Купрейчик, а также с одним из судьёй конкурса velcom 3G dance в Могилёве Дмитрием Шашалевич (Stewie Ho), который также является представителем команды Detroit.
Из эксклюзивного интервью Вы узнаете, как стать танцевальным судьёй конкурса, на что победителю следует потратить выигрыш и что станет трендом в танцевальной сфере на ближайший год.
Помимо хореографии, нужно показывать шоу, энергетику и что-то необычное
— Расскажите, пожалуйста, как вы стали судьями конкурса velcom 3G dance 2011?
— Вера: На прошлогоднем конкурсе V3G dance мы со своими командами, Faction и Detroit, принимали участие в минском отборочном туре. Мы его, естественно, прошли и находились среди лидеров, боролись за победу. Но, к сожалению, не победили, однако судьи прошлого года, в том числе и Саша Kienya, посчитали, что наши команды были одними из самых достойных. Поэтому нам позвонил Киеня и предложил по одному из представителей команд, а также из команды Hunters, судить конкурс в этом году.
— Какими качествами должен обладать танцевальный судья?
— Таня: Судья такого конкурса должен обладать, во-первых, высоким танцевальным уровнем, во-вторых, самостоятельным опытом работы в направлении танцевальных шоу, поскольку упор конкурса всё-таки сделан на шоу. Ещё желателен опыт судейства мероприятий, потому что достаточно нелегко, особенно среди финалистов, по большому количеству критериев проставить всем коллективам оценки.
— На что вы обращали внимание в номерах?
— Таня: На танцевальный уровень, идею, композицию шоу, на какие-то фишки, внешний образ, соответствие музыке. Ну и просто на общее впечатление, интересно мне смотреть или нет. Если мне, как танцору, смотреть будет не интересно, то обычному зрителю будет тем более. То есть помимо самой хореографии, вы должны показывать шоу, энергетику, и должно быть что-то необычное.
Что касается музыкального сопровождения, то какого-то принципиального критерия нет. Самое главное, чтобы то, что делают на сцене, и то, что играет, было гармонично.
— Stewie Ho: Иногда бывает наоборот: что танцор может забраковать сходу, на то простой народ будет смотреть и пищать от восторга. По-хорошему, нужно совмещать и высокий танцевальный уровень, и картинку.
— Вы уже побывали и на стороне судей, и на стороне танцоров. Какие есть отличия?
— Stewie Ho: Когда ты и судишь, и танцуешь, то гораздо лучше понимаешь, что от тебя требуется, потому что знаешь, по каким критериям оцениваешь и как судится шоу. Но я особой разницы не вижу. Я чувствовал себя комфортно и в той роли, и в этой. Единственное, что всегда хочется, так это чтобы мнение судьи было весомым, авторитетным. Т.е. если судья сказал, что у тебя лажа здесь и здесь, то ты принимаешь, что тут действительно запорол, и начинаешь об этом задумываться. А не когда судья говорит: «Ребят, ну вот там у вас, может, носки надо другого цвета, а девочки какие-то растрёпанные, надо причёски подсобрать,» — кому это вообще интересно?
Мне кажется, самое важное, на что многим организаторам нужно делать акцент, так это на весомых судей. Потому что, если мнение судьи не будет авторитетным, то всегда начинаются склоки.
— Таня: Или участников становится меньше, потому что они видят, что этот человек не достоин меня судить или даже танцует хуже меня.
— А вы – достойные судьи?
— Stewie Ho: Ну, никто не жаловался. Все говорили «Большое спасибо!».
— Таня: Может быть, они боялись, что это повлияет на результаты [смеётся], но все говорили, что довольны судейством и нашими комментариями. Это было хорошим нововведением конкурса – комментировать каждый номер сразу после выступления. Иногда это было сделать достаточно сложно, но зато ни у кого из участников не оставалось никаких «непоняток» по поводу того, почему мы их выбрали или не выбрали. Мы сразу объясняли им своё впечатление.
— Вера: Все были очень довольны этим новшеством. Все участники, когда у них брали интервью, сообщали, что хорошо, когда судьи говорят, здорово, что им сообщили, где и что у них было не так, чтобы в будущем это исправить.
— Считается, что мужские команды сильнее. Наблюдалось ли это на конкурсе velcom 3G dance 2011?
— Таня: Тут дело в том, что, когда критерием оценки стоит шоу, девушкам немного сложнее из-за того, что парни изначально сильнее и у них больше физических возможностей сделать какие-то фишки, вытанцевать мощно весь свой номер, а не стухнуть к концу, показать какую-то акробатику и т.д. – это в любом случае полезно для шоу. Но, как мы видим, второе место по конкурсу у нас занял полностью женский коллектив Экспериментальный театр «Начало». Они были абсолютно чудесны. Более того, на судейском обсуждении судья Mazzz, несмотря на то, что видел их впервые на видео, а не вживую, был в огромном приятнейшем шоке о них. Поэтому нет такой тенденции.
Девушкам надо просто чуть больше работать, чтобы показать, что ты достойна. Но в этом плане нет ничего невозможного.
Как мы видим, в этом году выиграла смешанная команда парней и девушек – Rise Dance. Я считаю, это оптимальный вариант.
— Насколько разнообразными были номера в этом году?
— Таня: Начиная от наших родных направлений Street Dance, заканчивая Bellydance, танец живота, и классической школой. А также новыми направлениями, которые были представлены очень слабо, поэтому нам не понравились: шаффл (shuffle), drum-n-bass степ (как заявляли люди), Jump style и C-walk. Может быть, сами эти направления и интересны, но представлены были на низком уровне, и в плане шоу там не было вовсе ничего. Т.е. выходили по очереди ребята и что-то делали. Поэтому от них не осталось того положительного впечатления, что хочется заняться этими стилями.
— Вера: Очень много было в этом году тектоника, Electro Dance, в каждом городе как минимум по 2 коллектива. Были неплохие ребята, но, к сожалению, они выставлялись по два, иногда по три человека и, возможно, им не хватало шоу. Т.е. сами по себе ребята могут и руки выкручивать, и делать какие-то интересные фишки, но шоу не было. Скажем так, номера были немного недоработаны по эффектности.
В каждом городе был также представлен Break Dance. Причём это были достойные би-бои. Например, би-бои из Гродно по итогам голосования заняли у нас 3-е место. В каждом городе были би-бои и в каждом они проходили отборочный тур. А вот в Бресте для них были плохие условия из-за дождя, ребятам было скользко, они падали. Поэтому всё было хорошо, но мы не смогли понять их шоу.
Могу также сказать, что в конкурсе участвовали и наши ученики, ученики школы современного танца «El Gato Studio». Они выставлялись командой, самостоятельно готовились: частично из наработок студии, частично придумывали сами, сами писали фонограмму, придумывали костюмы и т.д. Ребята участвовали в Могилёве и прошли отборочный тур, чем мы очень гордимся.
— Таня: Боюсь соврать, но в моей ведомости общего зачёта, они получились даже четвёртыми.
— Вера: В моей ведомости они были третьими. Мы специально их отправили в Могилёв, потому что в этот день мы судили в другом городе. Нам не хотелось их судить лично, это было бы тяжело.
— Какой из городов вам понравился больше всего?
— Таня: Смотря по какому критерию оценивать. По танцевальному уровню Брест был, как мы и ожидали, выше, чем остальные города. Но по проведению мероприятия, по атмосфере, по энергетике от танцоров и зрителей нам больше всего понравился Гродно.
— Stewie Ho: А в Могилёв даже приехали из другой страны потанцевать (из Смоленска). Если честно, уровень танца в Могилёве пока ещё очень-очень слабый. И, как я могу заметить, несмотря на существование обилия различных современных танцевальных направлений, все танцы в новых городах всё равно начинаются с брейк данса. У них теперь есть более широкий выбор, но все почему-то всё равно начинают с брейка.
— Вера: Ну, в Гомеле то же самое. Там тоже сильные би-бои, классика Хип-хопа представлена неплохо, а современны стили, к сожалению…
— Таня: Очень красивый коллектив был в этом городе, танцевали очень здорово – образцовый ансамбль танца «Дружба». У них был очень высокий технический уровень, дикий просто. Но, мне кажется, что с их уровнем можно было сделать больше. Возможно, если бы они выставились полным коллективом, то прошли бы. Их номер был, действительно, очень красивым, на очень высоком уровне, но не хватило какой-то кульминации, что ли.
Несмотря ни на что, город Гродно растёт в танцевальном плане, выглядит очень перспективным.
Шоу коллектива Rise Dance — готовый продукт, и поэтому он выиграл
— Давайте теперь поговорим о фаворитах конкурса velcom 3G dance 2011. Было ли их несколько или однозначно Rise Dance?
— Таня: Когда стоял вопрос о выборе победителя, ни у кого, в принципе, не было сомнения по поводу того, что это будет Rise. Это было достаточно очевидно, потому что по всем своим критериям коллектив подходил под определение «танцевальное шоу». Остаётся только смотреть и радоваться.
— Вера: Их номер – это цельный законченный продукт: по костюмам, по эмоциям, по хореографии, по постановке и концепции, есть фишки, есть завязка, есть развязка. Их шоу по структуре выставлено хорошо, всё грамотно и профессионально отработано, присутствуют интересные моменты, обыграна музыка. Т.е. номер Rise Dance – готовый проект, из которого можно сделать ролик, если выигранные 15млн рублей потратить на клип. Им не надо что-то отрабатывать, подчищать. Это готовый продукт, и поэтому он выиграл.
— Знали ли вы о школе Rise до конкурса?
— Вера: Да, мы сотрудничали с ними как презентёры мастер-классов, они приглашали нас к себе для проведения классов.
Основное направление школы – уличный стиль танца, hip-hop. Rise приглашал нас, чтобы расширить свой кругозор и развить такие стили, как: Popping, Locking, House, Vogue. Но то, что мы с ними знакомы, абсолютно никаким образом не повлияло на результат конкурса.
— Таня: Об этом ещё раз свидетельствует то, что на итоговом голосовании было 6 человек: 3 судьи-танцора и 3 судьи из представителей организаторов. И у обеих бригад победители совпали.
— Вы уже немного упомянули, на что победителю следовало бы потратить выигрыш.
— Вера: Если бы в прошлом году мы выиграли эти деньги, мы бы их, наверное, направили на создание следующего шоу, на фееричные дорогие костюмы для него. Может быть, мы бы сняли пусть не клип, но видео сделали бы, какой-то рекламный промо-ролик.
Чужие деньги мы не считаем, поэтому пусть Rise потратит их так, как считает нужным. А люди они взрослые, умные, профессионалы, потому мы думаем, что поступят разумно.
— Таня: А мы бы [команда Faction] 100% сняли клип. Учитывая то, что коллектив наш не чисто танцевальный, а ещё и с вокалом и написанием музыки, клип нам был бы жизненно необходим. В любом случае, следует вложиться в развитие.
Что вы танцуете – не важно, важно – как вы это делаете
— Как вы считаете, какова цель мероприятия velcom 3G dance, не считая маркетинговой, конечно?
— Вера: Наверное, цель – привлечь как можно больше танцоров из разных городов к танцевальной культуре, познакомиться с танцевальными коллективами. Если «современников» мы частично знали в лицо и слышали названия коллективов, то некоторые коллективы стали для нас открытием. Особенно классические, модерновые.
Для танцоров были созданы хорошие условия. Тех, кто ехали, например, из Минска, на автобусе завозили и привозили обратно. Те, кто проходил отборочный тур, получали сувениры и подарки от компании Velcom. Это приятное поощрение.
К тому же, у каждой команды, кто достаточно недавно начал танцевать и ещё не имеет возможности снимать свои шоу, появилось качественное нарезанное видео с мероприятия, которое, возможно, в дальнейшем им пригодится.
— Таня: Да, достаточно редко у нас в стране проводятся конкурсы и с бесплатным участием, и с некоторым поощрением.
В принципе, танцоры лишний раз побывали на мероприятии с хорошей атмосферой, получили удовольствие, танцевальный опыт. Где-то усерднее поработали над собой, что всегда происходит, когда поджимает какой-то срок. Кроме того, ребята познакомились между собой. А кто-то, кто занимался одними направлениями, увидел другие и подумал «Я тоже хочу!». Такой культурный обмен.
— А какой полезный опыт для себя вынесли судьи конкурса?
— Вера: Судьи V3G Dance вынесли интересный, хороший опыт, когда надо сравнивать разные направления в едином конкурсе. Но это было не слишком сложно из-за уровня команд. Возможно, если бы их танцевальный уровень был выше, то сравнивать оказалось бы очень сложно: отдать, допустим, победу модерну или брейк дансу.
Мы получили интересный опыт, связанный с тем, что после каждого шоу необходимо было сразу высказывать своё мнение.
— Таня: Ещё было достаточно интересно то, что в судейской бригаде были представлены люди из немного разных направлений. Поэтому лично мне во время обсуждения было интересно послушать, как люди с абсолютно другой стороны, особенно би-бои, смотрят на те же самые моменты, как воспринимают понятие шоу и что должно быть на этом конкурсе.
— Как думаете, в этом году конкурс стал лучше, чем был в прошлом?
— Таня: Сложно сказать однозначно. Но в этом году достаточно сильно расстроило то, что не было отборочного тура в Минске. Здесь много сильных достойных танцоров, просто кто-то не смог выехать, кто-то не смог собрать целый коллектив и поэтому отказался от участия. Вцелом, мне кажется, в организационном плане конкурс velcom 3G dance 2011 был на достаточно высоком уровне.
— Вера: В плане танцевальных коллективов, конкуренции за победу этот год стал слабее. Потому что были не все города и самое главное, как сказала Таня, не было Минска. К тому же мы сели в судейство, а это означало, что наши танцевальные коллективы – Faction и Detroit – не выставились. Победители прошлого года – команда Fatality – в этом году тоже не участвовала. Сразу минус 3 сильных коллектива.
Ещё одним минусом в вопросе организации является то, что о конкурсе не было сообщено заблаговременно. Лето, многие разъехались, и из-за этого коллективы не выставились. Хотя мы знаем некоторые сильные коллективы из Гродно, Бреста, которые могли бы побороться за первое место. Но они даже не знали, будет ли конкурс V3G Dance или нет. Всё очень быстро решилось, и очень быстро начался конкурс.
— Stewie Ho: Ещё немного отложился негативный отпечаток по поводу прошлогоднего интернет-голосования, накруток голосов. Поэтому люди решили, что им не выиграть, что выиграет тот, у кого в интернете больше друзей, кто больше проспамит. Коллектив Electro Bullets яркий пример тому.
— Таня: Хотя с другой стороны, зрителям тоже хочется поучаствовать, приложить свою руку к результатам.
Дело в том, что в прошлый раз была не очень понятна система выбора победителя и что как влияет. Поэтому после перепалки в соц. сетях остались негативные впечатления. К счастью, в этом году практически удалось избежать этих вещей. Сразу же обозначили тех, кто выбирает победителей, на что влияет зрительское голосование, что это абсолютно независящие друг от друга вещи. Т.е. стало яснее, но всё равно негативное впечатление осталось.
Кстати, мы были принципиальны в том, чтобы наши судейские ведомости были открытыми. И наши судейские бланки выложат в Интернет, чтобы люди видели, за какие критерии они получили соответствующие места.
— Вера: И, тем не менее, в этом году наше решение и решение зрительских симпатий совпало. Кстати, мы не ожидали, что Rise выиграет в зрительских симпатиях. Коллектив находился высоко, но он не лидировал, а в последний момент выиграл.
— Каким бы вы хотели видеть конкурс в следующем году?
— Вера: В следующем году мы бы хотели поменять формат проекта velcom 3G dance. Уже в этом году мы увидели, что танцевальных коллективов стало меньше. Поэтому, чтобы привлечь больше команд, надо добавить что-то новое и интересное в мероприятие. Надо, чтобы конкурс немного оживился и приобрёл новое дыхание.
Ну и обязательно заблаговременное информирование о конкурсе.
— Таня: Возможно, это может быть тоже маленькое шоу-визитка, возможно, после этого будут какие-то задания, либо же эти задания будут выдаваться заранее. Нужны какие-то нестандартные танцевальные конкурсы, потому что и зрители, и танцоры слегка привыкли к существующему формату, где каждый станцевал по номеру и всё. А хотелось бы посмотреть на танцоров в более экстремальных условиях.
— Как вы считаете, что станет танцевальным трендом на ближайший год?
— Вера: Наши симпатии полностью отходят экспериментальному театру танца «Начало», которые очень-очень-очень эмоционально и сильно исполняли Джаз, им прямо веришь, чувствуешь вместе с ними. Мы очень хотим, чтобы их поощрили, хотя не знаем точно, сможет ли это сделать компания velcom.
— Таня: Я голосую за то, что всегда модно делать что-то качественно, на высоком уровне и с чувством. Что вы танцуете – не важно, важно – как вы это делаете.