За выступлением этой хрупкой 18-летней теперь уже балерины на танцевальном «Евровидении 2013» с гордостью следил чуть ли не каждый поклонник классической и современной хореографии. Белорусская участница конкурса Яна Штангей хоть и не взяла гран-при, но покорила своей подготовкой даже победителя конкурса. Секрет очарования прост — юная танцовщица выступает перед зрителями от всего сердца.
— Яна, ты занимаешься танцами с 4-х лет. Это была сразу классическая школа или другие направления?
— Нет, ничем другим не занималась, сразу пошла в хореографическую школу, в подготовительный класс. Хотя там в основном игры, а не танцы. Потом нас перевели в 1-й класс, где мы уже и начали заниматься классикой. С тех пор классика каждый день: позиции рук, ног, работа у станка…
— Насколько мне известно, ты приехала к нам из Харькова — достаточно танцующего города, как и вся Украина в целом. Почему же именно Минск?
— В Харькове у нас было много танцев. Ещё совсем маленькие были, но уже танцевали спектакли, ездили за границу. Однако мне не хватало академичности. Вот всего того, что есть в классике: первая позиция, выворотность и так далее. И только когда сюда приехала, меня научили, как надо правильно танцевать.
Вообще, правильности исполнения элементов надо учить с малых классов, а у меня всё наоборот получилось. Сначала я выучила пируэт, фуэте, а потом сюда приехала и научилась всё это делать правильно.
— Сколько времени ты уделяешь танцу?
— Каждый день классика, кроме воскресенья. А там или дуэты, или народный, или современный… До 5-ти вечера. А потом ещё могут быть какие-то дополнительные репетиции. Допустим, если хочешь поучаствовать в конкурсе, то надо много ходить репетировать. Или в театр ходить. [Национальный Академический Большой Театр Оперы и Балета РБ — прим.автора] Там есть молодые танцующие педагоги, артисты балета, которые помогают и работают с детьми из колледжа. Мы приходим к ним как на уроки. Поэтому, если есть что-то дополнительное, то получается намного больше работы.
Вот, например, когда готовилась на Варну, могла репетировать каждый день до 9-ти вечера. Утром занималась в хореографическом колледже, а потом отправлялась в театр и ещё репетировала.
— Классика утром, классика вечером. Не хотелось бы разнообразить репертуар каким-нибудь другим танцевальным направлением?
— Что-то более современное хочется иногда танцевать. Но больше всего я люблю классику. Это мое, это навсегда. Классика всегда интересна. Вот спектакль — это, получается, целая жизнь. Всё нужно прожить самому, всё придумать. Это очень интересно. Сцена, декорации, шикарные костюмы, такое всё яркое!
— Таким же ярким зрители увидели и твоё выступление на танцевальном Евровидении 2013. Расскажи, как проходил отбор на конкурс? Почему выбрали именно тебя?
— Сначала в Польшу отправили 2 видео: мою вариацию и ещё одной девочки. Кого отправлять, решал наш художественный руководитель. Выбрали меня. В некоторых странах отборы проходили, а вот у нас всё было полегче.
— Что ты почувствовала, когда узнала, что будешь представлять Беларусь на конкурсе?
— Если честно, я сначала вообще не понимала, куда еду. Я думала, это обычный конкурс артистов балета. А потом мне сказали, что там нужно будет танцевать современный танец, что только одну вариацию, что будут на месте ставить номер и ещё в конце на дуэль нужно будет придумать что-то свое…
— Все танцевали contemporary, а ты вышла с классической постановкой. Не было ощущения, что попала не на свой конкурс?
— Немного не по себе сначала было. Но потом я прочла в биографии одного из членов жюри, директора варшавского театра, что он хочет посмотреть, как участники танцуют разные стили. И я подумала, что, возможно, это будет даже хорошо для меня.
— Сильно волновалась перед выступлением? Вдь на тебя смотрела вся Европа.
— Конечно! Я подумала: «Аааа, сейчас на меня миллионы людей смотрят!» Представила, как в Украине сидят мои родители и смотрят на меня, видят прямо сейчас, как я танцую. И это так классно, я танцевала для них!
Но больше, чем обычно, волнения не было. Я всегда волнуюсь, когда выхожу на сцену.
— А как справляешься с волнением?
— Я представляю, будто никто не понимает, что я делаю на сцене. А главное — надо улыбаться. [смеется] Вообще, лучше танцевать как всегда, как на репетиции. Не делать больше, чем ты можешь. И главное — играть, чтобы зрителям было интересно смотреть.
— Что ты можешь рассказать о других ребятах, участниках конкурса? Подружились?
— Однозначно все были дружелюбными, никто не задирал нос. Я сначала думала, что туда одни звезды приедут какие-то, но все были милые, добрые. Даже грустно уезжать было.
Точно могу сказать, что все были разные. Седрик даже хотел ещё станцевать со мной в дуэте. Мне это было так приятно. Также хочу поблагодарить мою сопровождающую в Гданьске — девушку Надежду. Если бы не она, я бы, наверное, не справилась сама. Она всегда поддерживала.
Организовано всё было хорошо. Но было слишком много репетиций. Так всё расписано, что абсолютно не было свободного времени. Это немного напрягало.
Всё болело, потому что я мало занимаюсь современной хореографией. Там другие мышцы работают. Сложновато было. Надо было думать, всему учиться заново. Непривычно.
— Видимо, нелегко было и работать над вашей общей постановкой на танцевальном Евровидении…
— Мы танцевали сообща, но каждый был индивидуален. Каждый делал свои движения, и только иногда мы танцевали вместе, совсем маленькие кусочки, которые показывали нас с разных сторон. Кто сильный, кто мягкий. Было очень приятно работать, интересно. И мальчики крепкие, делали все поддержки.
— Как тебе больше нравится танцевать: сольно или в группе?
— Если говорить про балет, то в группе нужно всегда держать линию. В кордебалете нужно всё делать вместе, смотреть за каждым, кто куда повернулся, должна быть одинаковая высота рук, ног. Нужно иметь глаза сзади, спереди, по краям. А когда ты солист и пойдешь куда-то неправильно, то зрителю это всё равно не будет понятно. Но, конечно, у солистов больше техники, всяких поддержек. Всегда больше смотрят на солистов, кто впереди танцует. Они должны передать всю суть балета.
— Расскажи про финальную дуэль. Некоторым показалось, что это было отрепетировано.
— Было поставлено только начало. Никто не знал, кто пройдет. На репетиции выходили ребята из BalletBoyz и показывали нам, как нужно делать. Т.е. репетировали начало, прошли круг, а дальше самостоятельная импровизация. Кто что хочет, то и танцует. Когда я это узнала, была в шоке! Потому что надо ещё что-то придумать. А там всё сами придумывали, нам только рассчитали 16 счетов под музыку для каждого выхода. И вот под неё надо было всё поставить.
Я бы выступала с хореографией из модерна. У меня есть пару номеров модерна, вот придумала из них выходы, что-то совмещала.
— Как тебя встретили, когда вернулась в Минск?
— Меня встретила подруга с букетом роз. И ещё меня встретили камеры. А мой молодой человек в это время был на конкурсе артистов балета в Москве в Большом театре и он не смог встретить. Но каждый день СМСки, скайп.
— Буквально сразу после возвращения с конкурса тебя ожидали 2 выпускных экзамена в колледже. Неужели автоматом не поставили?
— Нет, нужно было сдавать. Но мы готовились целый год, так что всё было почти готово. Хотя перед экзаменом в дуэте у меня не было ни одного урока. Нужно было делать комбинацию с партнером и потом танцевать адажио из Лебединого озера. Станцевали нормально, не считая того, что я зарядила своему партнеру в нос )). Но за этот номер получила 10 баллов. По народному танцу было 9.
— Чем планируешь заниматься дальше, после окончания колледжа?
— Дальше планирую поехать на море, хорошо отдохнуть, а потом начать мою работу. Меня взяли на работу в театр, буду танцевать. Теперь уже спектакли, репетиции — не уроки. Урок будет для сцены. Думаю, будет интересно. Потому что урок для экзамена — это не так интересно, как для большой сцены, для вариации, для спектаклей разных.
— Чем-нибудь увлекаешься, кроме танца?
— На меня постоянно какие-нибудь мысли находят. Я что-нибудь поделаю, потом переключаюсь на другое.
Например, могу сама сделать диадему для выхода на сцену. Ещё музыку люблю слушать, фильмы смотреть. После работы, после танцев просто хочется прийти домой, полежать и в спокойной обстановке фильм посмотреть. Иногда готовлю.
Но вообще, времени так особо не хватает. А ещё в детстве я всегда смотрела по телевизору проект «Танцуют все» и мечтала попасть на него.
— Что же мешает?
— Мне вот только 18 лет исполнилось, и уже как-то не получается. Уже надо работать, а телевизионные проекты как-то не вписываются в мои планы.
— Когда-нибудь появлялось желание бросить танцы?
— Нет, такого никогда не было. В классике такого делать нельзя! Сразу выходишь из формы. Вот поэтому каждый день нужно урок делать. Полтора часа у станка, на середине, прыгать, прыгать… и потом танцевать. Но без урока никак нельзя танцевать на сцене, никак. Всё должно быть разогрето. Если неделю не позаниматься, то уже потом чувствуешь, что ноги тяжелые, мышцы болят.
— Выходит, что если уже начал заниматься классикой, то нужно понимать, что это серьезно…
— Да, если не уверен в этом, то зачем продолжать? А если уверен, то нужно работать на полную силу, отдаваться этому делу. И это занимает очень много времени.
— Что ещё ты пожелаешь танцорам?
— Главное — танцевать от души. Конечно, техника тоже важна, но если техника будет с простым, кислым выражением лица, то никому не интересно будет смотреть на это. Надо танцевать от души, как для мамы.
Беседовал Aikis