Читайте интервью (если так можно назвать эту душевную беседу) с несомненно творческим человеком, новатором, профессионалом в области танца, руководителем Театра современной хореографии "D.O.Z.SK.I" Ольгой Скворцовой.
- Начнем с того, что театр "D.O.Z.SK.I" - особенное культурное явление.
Особенное, потому что это не драматический театр, а театр современной хореографии. В Беларуси пока это понятие не раскрученное, хотя давно пора бы. Ведь Фестивалю современной хореографии в Витебске уже 22 года. Там все начиналось с брейк-данса, а закончилось достаточно концептуально, как международный форум. Не знать стыдно, а не знают. И до сих пор многие думают, что современная хореография – это Хип–Хоп. "Сontemporary art", "Contemporary dance" - это понятия, которые уже давно фигурируют в культурной сфере. Всем процессом правит идея, то, что хочется сказать художнику. Это акт искусства.
- Если у нас в Беларуси понятия современной хореографии достаточно новые, откуда вы берете стимул для развития?
Вначале, конечно, это был фестиваль в Витебске. Потом к нему присоединилась информация из Интернета, видеозаписи – можно много чего найти при желании.
- А как начинался театр современной хореографии "D.O.Z.SK.I"?
Все началось четыре года назад. Мы с Димой Залесским (второй руководитель театра) спокойно жили в Витебске. Вообще, мы знаем друг друга много лет: еще в детстве в одной группе танцевали. Потом ходили на фестиваль, каждый вдохновлялся и образовывался по-своему. Чуть позже я поступила в Белорусскую государственную академию искусств, Дима – в Университет культуры на народное отделение (там нарушал всяческие правила и законы). Но бросать танцевать и придумывать что-то новое не прекращали. В какой–то момент мы встретились в городе, разговорились и поняли, что хотим заниматься одним и тем же. Дима сходил ко мне на показ, я - к нему. Мы, наверное, на всех скамейках города обсуждали вопросы современного искусства и современной хореографии. И, в конце концов, решили объединиться.
- Сразу объявили набор актеров?
У каждого была своя база людей, и мы решили их объединить. На первое занятие пришло очень много актеров – зал не вмещал такое количество. Постепенно кто-то отсеивался.
 - Такое резкое слияние двух творческих людей, двух коллективов, которые воспитаны в разной традиции... Было ли тяжеловато первое время?
А тяжеловато перманентно. Рисовать одно полотно четырьмя руками - абсурдно с одной стороны. А с другой, почему-то так сложилось. И пока иначе деятельность мы не представляем. Вообще, много всяких трудностей. Трудно сохранить себя. Я считаю, если две единицы работают на одну идею, и кто-то начинает перетягивать одеяло, – дело престает быть "творчеством".
- То есть вы одеяло на себя никогда не перетягиваете?
Да всякое бывает, мы же все люди. Но в основном побеждает истина. Она сама по себе, такое третье лицо.
- Вашему проекту, вашему детищу 4 года. Оно хорошо и стабильно развивается. Но мне кажется, у творческого человека кроме основного занятия есть еще огромное количество интересов.
Очень много всяких мыслей, от себя то не уйдешь. Мне хочется сделать спектакль с драматическими актрисами. Он уже зреет у меня в голове года два. Пока не буду озвучивать суть, но решила сделать его в любом случае. Просто время еще не пришло. Я даже начинала репетировать, но как-то не складывалось. Нужно подождать.
- Театр забирает огромное количество времени, но Вы ведь еще чем-то увлекаетесь?
Я увлекалась эзотерическими знаниями. Начала еще в Академии: в курсе философии заинтересовалась экзистенциализмом. Но это было на любительском уровне, просто тянуло ко всяческим "человековедениям". И сейчас благодаря мужу начала вновь возвращаться к знаниям, которые находятся за пределами нашего социального, чтобы быть ближе корням. Еще у меня появилось новое увлечение благодаря подруге - конная езда. Мы нашли отличное место (не буду его открывать), где не в загоне тебя катают, а вывозят сразу в леса-поля. Это просто шикарно и помогает внутренне самодисциплинироваться. Потому что периодически бросает в крайности.
- Верховая езда – экстремально увлечение. Не боитесь внештатных ситуации, вы же танцуете?
С лошадью нужно поговорить и дать ей понять, кто сейчас ведущий, а кто ведомый. Тем более, что я не кидаюсь сразу в галоп. Это глупо, если не знаешь специфики. Но вообще страшно, конечно. Считается, если занимаешься делами, которые требуют физической отдачи, хочется просто посидеть дома и поплести макраме. Но пока не получается. Может, я приду к этому позже. Хотя чувствую, что у меня есть тяга к шитью, придумыванию костюма, моделированию. Все костюмы мы в "D.O.Z.SK.I" придумываем сами. И это определяет канву спектакля вплоть до того, из какого материала они должны быть сшиты.
- Вы сказали о том, что время от времени вам нужно вновь обретать ориентиры и чувствовать почву под ногами. А можете назвать свои сильные и слабые стороны, как хореографа, руководителя театра, актрисы.
Начну со слабых: я внутренне не организованна. Понимаю, это плохо, потому что нужно подавать пример людям. И момент самодисциплины многие проблемы решает. А сила в том, что я хороший фильтр. И не позволю, чтобы мы соврали на сцене. Излишки пафоса, заигрывания со зрителем я фильтрую, причем очень косвенно.
- А можете назвать свои самые удачные спектакли, самые триумфальные что ли, отмеченные зрителями и на конкурсах? Постановки, которые близки именно вам...
Ориентир – это Витебский фестиваль (мы пока не так много ездили). Просто все наши работы настолько разные и для меня дороги по-своему. А отмеченные – это Димина постановка "Зрелость" (на грузинские мотивы), "Камень, ножницы, бумага" - она мне особо дорога, потому что основана на личном опыте... И "Homo sapiens" - это новая работа, но одна из немногих, где почти не было разногласии при создании. Она сама лилась. Мы очень много разговаривали и вели себя как сюрреалисты: реализовывали те картины, что пришли в голову. Не обсуждали по восемь часов, не анализировали почему, зачем...
 - Естественно, вы с Дмитрием Залесским черпаете идеи друг от друга, из каких-то внешних ситуации. Что еще является источником идей?
Жизнь. Хороший фильм, может быть, музыка. Но не такая, что "клевая музыка, нужно придумать под нее танец!" Так было лет 10 назад, но не сейчас. Сегодня мелодия может навеять какой-то образ. И вообще из жизни беру много личного. Я раскладываю те образы, что приходят в голову, с точки зрения психологии – получается, это абсолютная Я и то, что со мной в данный момент происходит.
- Мы говорили, что театр Ваш новаторский для Беларуси, Вы оперируете понятиями, которые не всегда знакомы публике. Вообще, со зрителем как отношения складываются?
У нас сформировывается свой зритель. Взаимоотношения стараемся наладить самые теплые. Мы никого сознательно не собираемся провоцировать. И в первую очередь думаем о зрителе, чтобы им манипулировать в хорошем смысле. Я, например, как зритель люблю, чтобы мной манипулировали, чтобы меня кидало из состояния в состояние. Человек в театре должен испытывать эмоции. Но никогда мы специально зрителя раздражать не будем.
- Но ведь есть театралы и киношники, которые популяризируют какую–либо эмоцию. Например, радость. Считают, что в жизни много негатива, так пусть хоть на экране/сцене человек почувствует себя счастливым. У вас есть такая любимая эмоция?
Мы не навязываем, для того, чтоб заработать умного, хорошего, адекватного зрителя. И что бы ты не преподносил, даже самый "трэш", всё, что происходит на сцене, должно быть искусством, "арт". А через призму искусства тот идеальный зритель, про которого я говорю, будет воспринимать все на уровне эстетики. Нельзя выдирать из контекста жизни и не обрабатывать. Нужно даже самые страшные ситуации превращать в искусство.
- Существует ли в вашей сфере конкуренция?
Недавно образовался новый Театр танца "Каракули" с руководителем Ольгой Лабовкиной. Мы знаем ее очень давно. Она сама как независимая танцовщица весьма талантлива, в Витебске много премии завоевала.
- А вообще хотелось бы больше "конкурентов", с которыми можно соперничать, сотрудничать, устраивать диалог.
Хочется, чтобы у нас появилась "культурная среда" в нашем направлении. И тогда можно будет говорить о соперничестве коллективов или даже внутри них.
- Театр современной хореографии "D.O.Z.SK.I"
Молодые хореографы Дмитрий Залесский и Ольга Скворцова начали сотрудничать в 2005 году. Их совместные танцевальные эксперименты получили поддержку других молодых танцоров и нашли горячий отклик среди поклонников этого жанра. Экспериментальные спектакли, показанные на сцене студенческого театра Белорусской Академии искусств имели исключительный успех. Довольно быстро сформировалась танцевальная труппа из восьми человек.
В конце 2006 года проект получил название "D.O.Z.SK.I".
"D.O.Z.SK.I" - это аббревиатура собрана из начальных букв фамилий и имен авторов проекта:
- D
митрий
- O
льга
- Z
алесский
- SK
ворцова
- I
www.dozski.rio.by
Автор: Анастасия Сосновская
Источник и фото: www.minchanka.by
|